1590
9
0

«Я жива — пока ты жива»


Новый проект театрального клуба «Вешалка» — «Страна в лицах». В рамках клубного заседания состоялась читка пьесы Аси Волошиной «Мама»


 

В гостях у «Варианта» Александр Ряписов — актер, режиссер и педагог из Нижнего Новгорода, обладатель гран-при европейского фестиваля в Албании. Вместе с ним в Первоуральск приехал драматург Олег Михайлов из Харькова. Вступительное слово берет Александр Ряписов:

— То, что вы сейчас увидите — это вид читки, который происходит при встрече режиссера с артистами. Я сейчас буду выступать в роли режиссера, вы будете как будто труппа. И я буду знакомить вас с текстом, который вы услышите первый раз. Что вам предстоит в течение 50-ти минут? Это будет не самое веселое действо.

Александр Ряписов

Действо начинается. Мужчина отстраненно читает монолог молодой женщины.

Самая главная в пьесе — Оля. Но женщин в пьесе все же много. Две бабушки — одна патриотка, вторая диссидентка. И Ольгина мама, которая умерла 24 года назад. Бабушки, в день рождения Ольги, передают письма от матери — одно письмо в год. Всего 24 послания. Их мама написала, когда поняла, что умрет. В письмах нет ничего особенного. Но, чтобы прочитать следующее, надо прожить год.

Вообще, в пьесе нарушен миропорядок. Бабушки живы, а мама умерла. Отец, зачем-то рассказавший четырнадцатилетней дочке о своем понимании мужской сущности (проще говоря, «желании поиметь все, что движется»). Жизнь депрессивной героини представлена эпизодами. Первая любовь — учитель. Первый сексуальный опыт — таксист-насильник. А незадачливому влюбленному не отказано в поцелуях, но отказано в большем. Все без плана. Существование героини сводится к ожиданию следующего послания, в котором в очередной раз не будет подсказок и ответов на важные вопросы. Но все же в этих письмах есть план матери — спасти свою дочь от одиночества и заменить ими физическое материнское присутствие.

Автор оставляет героиню у черты. Ей исполнилось 28 лет. У нее нет мужа, нет детей. Есть депрессия и плоть, которая хочет жить.  Она вскрывает последнее письмо мамы Насти, которая в 28 умерла от рака. В нем мама говорит об Олиной дочери, как о чем-то само собой разумеющемся. И говорит, что назвать ее надо Настей. А зачем? Чтобы продолжаться. «Я жива — пока ты жива», — пишет мать дочери.

Читка заканчивается. Публика и гости обсуждают услышанный текст.

— Мне было неприятно слышать некоторые моменты в пьесе. И мне непонятно, ради чего все это? — звучит вопрос из публики.

Олег Михайлов, драматург

— А может быть, театру не всегда нужно говорить о приятных вещах? — задает в ответ вопрос драматург Олег Михайлов.

— Для того, чтобы понять, ради чего это нужно показывать, необходимо посмотреть спектакль. Мое прочтение не идеально.  Это еще не театр, но уже не текст. То, что вы увидели, уже не совсем автору принадлежит. Во время чтения я выстроил свою внутреннюю композицию. Свое ощущение текста. Но это пока не театр. Я могу объяснить ради чего, но спектакль должен быть убедительнее чем мои слова, —отвечает на вопрос Александр Ряписов.

— Как мама взрослой дочери очень хотела бы, чтобы она посмотрела этот спектакль. Как училка, хотела бы, чтобы мои ученики посмотрели эту пьесу. Пусть не все поймут. Но это лучше, чем читать в интернете о самоубийствах и вопросы — ради чего мы живем? Ребенок поняла, что до сих пор жила ради бабушек, но ее мама сказала очень важную фразу о Насте, и появилась надежда, что она останется жить. По сути, мама спасла ее, — высказывается еще одно мнение из публики по поводу услышанной пьесы.

— А зачем выставлять на обозрение инфантильность взрослого человека? Подростковые переживания 28-летней женщины?

— Ася Волошина очень молодая. Она всего месяц назад вышла замуж. Очевидно, она почувствовала запрос в обществе на такого рода материал. В тексте не инфантильность, а простота. Язык, которым разговаривает героиня, нелитературный. Автор над ним поработала очень тщательно. И он очень прост. Может быть из-за этого возникает ощущение инфантильности. Но полноту текста можно будет понять только после его воплощения в спектакле.

Презентация нового клубного проекта «Страна в лицах» состоялась. Члены клуба, которых смело причислили к актерской труппе, прошли знакомство с непривычной для них формой работы театра над пьесой. А знакомство с непривычным — это даже для профессионалов сложный этап в продвижении драматургического материала на сцену. Режиссеру важно зацепить тех, кто впоследствии станет его сотворцами. Похоже, зацепить получилось, и дискуссия состоялась. Остался интерес к тому, как пьеса будет воплощена в театре. Ну и, конечно, хотелось бы увидеть готовый спектакль «Мама». А новому клубному проекту «Страна в лицах» пожелаем перерасти в большой фестивальный проект. Чтобы театральные новинки звучали не только в рамках закрытых мероприятий «Вешалки».  


Фото Анастасии Нургалиевой