448
9
0

Я была влюблена в учителя истории…


И еще несколько причин, почему учитель Людмила Козырина стала преподавать географию


Вместо ДК ПНТЗ — небольшая, уютная роща. Есть стадион, 10-й магазин. Каменный дом — Ватутина,38. А рядом — большая, сияющая многочисленными окнами школа №32, окруженная маленькими деревянными домишками. Привычного проспекта Ильича нет, нет и аллеи. Перед школой стоит Люда, которую совсем скоро иначе, чем Людмила Николаевна никто и не назовет. Рядом — муж, выпускник политехникума.

— Ну что?

— Вот, посмотри, в этой школе я буду работать.

Разговор этот шел 60 лет назад. В октябре.


 

— Дети, берем букет, звоним в домофон, поднимаемся, ведем себя прилично…

Смех:

—А прилично — это как? А вопросы нам задавать или вы сами будете? А кто цветы понесет? А дарить кто будет? — кажется, все жители дома №38 по улице Ватутина уже в курсе, что к отличнику народного просвещения, заслуженному учителю, бывшему директору школы №32 Людмиле Козыриной пришел в гости десант пятиклассников 5В класса школы №32.  

— А вы сами будете вопросы задавать или мы? — спрашивает Арина Вахромеева.

— Вопросы будете задавать вы. Придумали интересные?

— Да! На классном часу готовились, — сообщает Миша Бердышев. 

Переговариваясь, галдя и толкаясь, поднимаемся к квартире Людмилы Николаевны.

Людмила Николаевна Козырина, учитель географии, отличник народного просвещения

— Ну что, дети, проходите! — хорошо поставленный, мягкий, размеренный голос Людмилы Козыриной действует на детей мгновенно — в прихожей квартиры воцарились тишина и дисциплина.

— Поздравляем вас с Днем учителя! Желаем… — пожелав того, что обычно принято желать в поздравлениях, школьники располагаются на диване в гостиной Людмилы Николаевны.Здесь же знакомятся.

— Вы знаете, я очень рада, что вы ко мне пришли, — говорит Людмила Козырина. — Пятиклассники, я хочу рассказать вам несколько историй, приготовила несколько семейных карточек…

Если журналистов волнуют пожелтевшие снимки, то дети глаз не сводят с большой хрустальной друзы.

Людмила Николаевна перехватывает взгляд и не томит ребятню ожиданием:

— Мой прадедушка жил в 19 веке, был геологом. Привез из одной из своих экспедиций вот такую друзу. Она состоит из кварца и дымчатого хрусталя. Он по наследству эту друзу передал старшему сыну — моему деду. Мой дед, который жил во второй половине 19 века и начале 20 века, не мог передать эту друзу моему папе, потому что он погиб в 1940 году. И передал мне —  как старшей дочери. Эту реликвию я передам своему сыну. ..

Дети трогают холодный хрусталь, боясь взять его в руки — вдруг, уронишь ненароком, а тут целая история поколений. Людмила Николаевна тем временем продолжает, показывая фотокарточки:

—Мой знаменитый  дед — геолог. Работали на Ревдинском металлургическом заводе. Старший его сын погиб на Курской дуге, второй был разведчиком и прошел всю войну. Вот моя мама, которая нас вырастила. А вот такой я приехала в Первоуральск. Было это 60 лет назад…

Людмила Козырина, 1959 год

К тому времени Людмила Козырина успела год поработать в Ревде — учителем географии. Такую же стезю выбрала и в Первоуральске. Муж  получил направление на Старотрубный завод. Увидев 32-ю школу поняла — будет здесь работать. Долго. Так и получилось — 39 лет. Сначала — учителем, потом — завучем, потом — директором. При ней был организован  школьный музей.

— Все тогда  жили небогато. Но дружно. Посмотрите, какие поздравления готовили учителя — вырезки из газет, составляли коллажи. А вот это я храню на память о своем выпуске в 1989 году. Все выпускники расписались. Сейчас взрослые, состоявшиеся люди. А я читаю фамилии, вспоминаю, какими они были.

Ученики Людмилы Козыриной по всему миру — в Новой Зеландии, Африке, Великобритании, США. Пишут иногда, звонят, поздравляют.

— А как вы стали учителем географии? — спрашивают дети.

— Потому что дед был геологом?

— Нет. Потому что я в школе была влюблена в учителя истории, — улыбается Людмила Николаевна. — Решила, что тоже буду учителем. Приехала поступать на исторический факультет, а мне и говорят: «Деточка, куда же ты? Посмотри, здесь все люди серьезные». Я посмотрела и пошла на учителя географии.

— Там были несерьезные? — интересуются мальчики.

— Там были интересные.

Школа тогда была не просто местом, куда приходили за знаниями. Туда приходили за всем — общением, досугом. Порой задерживались до 9 вечера, родители приходили, забирали детей домой. А им не хотелось. Еще бы — конкурсы агитбригад, спектакли, капустники, стенгазеты.

— Ребята, а когда вы ходили в поход? В сентябре? — интересуется Людмила Козырина.

Пятиклашки переглядываются. Не ходили. Ни в сентябре, ни в мае. Другое время, другие нравы, другие требования к безопасности, другая ответственность в случае чего.

— Мдааа, скучно живете, — покачала головой Людмила Николаевна. — Вы ешьте, ешьте, конфетами угощайтесь.

Сама она водила своих детей везде — изучили все городские окрестности, со старшими ездили в походы на поезде.

— Да, вы правы, другое было время, другое воспитание, другое отношение. Дети учителей любили, бежали в школу. Учителя тоже. Разные, конечно, бывали, но у нас в 32-й школе все замечательные учителя собрались. А сейчас? Все с претензиями. Родители, дети, учителя…

— А вы были строгой учительницей?

— Ученики про меня говорили — я строгая, но справедливая.

Пятиклассники пообещали — вернемся.

— Вы только зовите. Продуктов купить можем, окна помыть…

— Окна мыть вы еще маленькие.

— Ну, когда подрастем.

Людмила Козырина и 5В класс


Фото Сергея Макарова