539
7
0

Я бы хотел, чтобы проблемы решались по щелчку, но реальность другая


Большое интервью с руководителем первоуральского отделения Роспотребнадзора Иваном Ховановым — о воде, крысах, мусоре и онкологии


 

На интервью мы уговаривали Ивана Хованова долго — плотный график не позволял потратить как минимум час на беседу с журналистами. Но терпение и труд всё перетрут — и вот мы уже разглядываем мемориальную доску Герману Еловских, легендарному санитарному врачу Первоуральска.

— Только у меня к вам просьба, — почти умоляю Ивана Борисовича. — Давайте сделаем интересное интервью.

— А давайте, — соглашается собеседник.

Мы поговорили — о качестве первоуральской воды, крысах на мусорных площадках и о том, как решать проблему онкологических заболеваний. Поговорили еще и о Джулии Робертс, вернее, ее героине Эрин Брокович в одноименном фильме, и шестивалентном хроме, но решили оставить эту беседу за кадром. Пока за кадром.


 

 

В кабинете Ивана Хованова — главного санитарного врача Первоуральска — просторно и солнечно. Светлые стены, идеальной чистоты стол. За окнами — непритязательный пейзаж: крыши гаражей.

— Вы из Асбеста к нам приехали? За что вас «сослали» в Первоуральск? Здесь куча предприятий, масса проблем.

— Существует закон о госслужбе, есть определенная ротация кадров. Так вышло, что меня отправили в Первоуральск. И мне нравятся задачи — чем сложнее, тем интереснее, так ведь?

Давайте тогда со сложного вопроса и начнем. Накануне появилась информация о закрытии нескольких цехов предприятия «Русский хром 1915». О какого рода нарушениях идет речь?

— Отмечу сразу — мы не останавливаем работу предприятия в целом, а ограничиваем его работу по определенным направлениям. Планово проверяли юридическое лицо в целом, выявили нарушения, составили протокол. Пока не буду давать более подробных комментариев, давайте дождемся заседания суда.

— Не акцентируя внимание на «Русском хроме». Каким образом вы контактируете с промышленными предприятиями города, как следите за соблюдением санитарно-защитных зон?

— В рамках своих полномочий проводим плановые и внеплановые проверки. Изучаем документы, выезжаем на местность. Если по каким-то причинам предприятие не выполняет требований санитарного законодательства, привлекаем к административной ответственности, выходим в суд.

— Во время прямой линии с президентом, были озвучены и проблемы реализации так называемой мусорной реформы. Показали переполненные контейнерные площадки Верхней Салды. Наши соцсети тоже пестрят подобными картинками. Каким образом ваше ведомство следит за работой регионального оператора по обращению с ТКО?

— Есть определенные сложности. Мы видим работу регионального оператора. Были заминки в мае-месяце, когда прошли субботники. Количество мусора в это время действительно вырастает в разы…

— Согласитесь, это звучит странно. Субботники проводятся каждый год, и каждый год говорят о «неожиданно большом» объеме мусора.

— Я согласен. И мы это озвучили всем участникам процесса. Нельзя сказать, что количество мусора именно в этом году стало больше. Региональный оператор сообщил, что были проблемы с техникой, докупили несколько мусоровозов дополнительно, вывозить стали с меньшими отклонениями от графика. С другой стороны, регоператор говорит, что столько крупногабарита, сколько вывозится сейчас, не вывозилось никогда. Крупного мусора стало больше.

— Люди стали жить лучше и принялись покупать мебель и делать ремонты?

— Возможно. Либо другой, более прозаичный вариант — раньше этот крупногабарит вывозился в леса, образуя несанкционированные свалки. Вы знаете, что строительный мусор не попадает под категорию ТКО — твердые коммунальные отходы? Если человек делает ремонт дома, соответственно, он должен заключить отдельный договор на вывоз строительного мусора, строительный мусор — отдельная строка расходов. На сегодня происходит что? Все несут на контейнерные площадки.

— Уверена, что большинство людей даже не знают о том, что за вывоз строймусора надо платить отдельно.

— Мы выдали предложения регоператору, что надо проводить в том числе и информирование горожан. Население не знает — согласен. Этой информации нет в СМИ, нет и на информационных досках. У меня в подъезде точно нет. Нет даже телефона, по которому я мог бы задать этот вопрос как житель. Пропаганда не ведется ни регоператором, ни УК, ни администрацией.

— Люди пишут заявления с просьбой разобраться с переполненными площадками? Или информацию черпаете из соцсетей?

— За полгода у нас было конкретно две жалобы в Роспотребнадзор. Социальные сети мы тоже мониторим — так, например, вскрылась ситуация с крысами на контейнерных площадках.

— Как поживают крысы на наших мусорных площадках?

— По тем мусорным площадкам, которые были выложены в социальных сетях и где были замечены крысы, мы провели административное расследование с привлечением Центра гигиены и эпидемиологии. Специалисты выдали экспертное заключение — контейнерные площадки крысами заселены. В отношении должностных лиц администрации нами будут привлечены к административной ответственности. После административного расследования в адрес администрации будет направлено предписание, где будет прописано об устранении выявленных нарушений. Отмечу, что вскоре вступят новые санитарные правила по содержанию населенных мест, где прописано четко, что контейнерные площадки должны подвергаться чистке и дератизации с определенной кратностью,  должна проводиться  дезинфекция баков. В рамках мониторинга мы посмотрим все районы города, чтобы понять, где проблема крыс стоит остро.

— На совещании в вашем ведомстве в мае представители УК сообщили, что в этом году плотно занялись санобработкой подвалов, поэтому крысы ушли жить в теплопункты и теплотрассы СТК.

— В отношении СТК была проведена плановая проверка. В начале июня она закончилась. Мы запросили документы о проведении дератизационных работ — и данный пакет был представлен. В смотровых колодцах, теплопунктах раскладываются яды и приманки для борьбы с грызунами. Но данный вопрос у нас на контроле.

— Вернемся к мусору. Ответственность регионального оператора наступает тогда, когда мусор оказывается в мусоровозе. Вы общаетесь с управляющими компаниями, вы общаетесь с администрацией. Каждый ли из участников процесса понимает, что он должен делать?

— Мы не можем быть модератороми, потому что вся эта деятельность прописана в законе. Но свои замечания мы предъявляем и высказываем. Причем начали в конце года — когда только намечался переход к мусорной реформе. Проблемы начались с контейнерными площадками. Например, было обращение  от жителя о близком расположении площадки к территории детского сада. Запросили документы в администрации, выяснили, что нормативное расстояние не выдерживается (не менее 20 м от жилых домов). В отношении  Администрации, как юридического лица, был составлен протокол по ст. 8.  Система только начала работать — без проблем не проходит. Майское совещание было направлено на то, чтобы собрать всех участников «экологической реформы» и понять, какие подводные камни не дают нормально организовать эту работу.

— Как вы оцениваете мусорную реформу? Это действительно благо? Или стоило продумать ее немного доскональнее до того, как внедрять на территории РФ?

— Президент же сказал на своей Прямой линии: когда-то этим вопросом надо было начать заниматься. Начали. Да, есть проблемы, но в любом случае этим вопросом заниматься надо. Ситуация, когда отходы просто свозят на полигон, где они захораниваются, — неправильная ситуация. Есть технологии переработки в современном мире, которые позволяют не загрязнять окружающую среду.

— Как Роспотребнадзор контролирует качество воды в Первоуральске? Как обстоит ситуация с пробами? Считается ли вода, подаваемая потребителям, питьевой?

— Все РСО должны проводить производственный контроль качества в согласованных с нами точках. В том числе и поставщик питьевой воды — «Водоканал». Ежемесячно «Водоканал» нам предоставляет такую информацию. Часть анализов проводят в лаборатории «Водоканала», часть — в лабораториях Центра гигиены и эпидемиологии. Эти отчеты нам предоставляются. По микробиологическим, по химическим и по вирусологическим показателям. Плюсом в рамках социально-гигиенического мониторинга мы также отбираем пробы в контрольных точках, чтобы проверить достоверность тех отчетов, которые нам предоставляют ресурсники. При проведении внеплановой проверки Водоканала, по ранее выданному предписанию, побывали и на стройке насосно-фильтровальной станции, первая линия смонтирована, до конца этого года смонтируют вторую часть, и к 2021 году должны закончить. Тогда мы сможем сказать, что 100% воды, которая пойдет в город, будет соответствовать требованиям. Вторая проблема — это распределительные сети. Процент износа некоторых сетей — 70 процентов и более. Когда решался вопрос, что первичнее, — сети или НФС — администрации пришлось выбирать, потому что замена и сетей, и реконструкция станции — это баснословные деньги.  Мне как должностному лицу, конечно, хотелось бы, чтобы проблема была решена по щелчку, но реальность другая. Но отмечу, что «Водоканал» активно меняет еще и сети в городе. Понятно, что все сети за один год поменять они не смогут, но работа идет ежегодно и планомерно. Водоканал нам ежегодно представляет свою инвестиционную программу, отчет по ее выполнению.

— Давайте резюмируем. Вы как главный санитарный врач, что скажете? Воду из крана в Первоуральске пить можно?

— Я уже сказал, что неудовлетворительные результаты проб проскакивают. Сказать, что процент этих неудовлетворительных результатов большой — не скажу. Имеет место сезонность — во время таяния снега, например, качество воды может ухудшаться.

— Хорошо, не стоит пить воду из кранов. Это не от вас рекомендация, а от редакции раз с сетями проблема. А купаться можно в наших водоемах?

— Официально рекреационных зон в городском округе нет. К нам обращались такие юрлица как Кемпинг, Сосновый бор, мы исследовали воду в их зонах купания — вода нормальная. Что касается других площадок — администрация должна установить зоны рекреации своим постановлением. А такого постановления нет.

— Когда в СМИ появляются жалобы на городскую больницу, может ли Роспотребнадзор защитить права гражданина при наличии жалобы на некачественные медицинские услуги?

— Когда в СМИ появляются публикации о проблемах в городской больнице, это есть основание для проведения внеплановой проверки. Наиболее часто прокуратура нам присылает требование предоставить специалиста для выездной проверки. Предоставляем. Все больницы на постоянном контроле — как плановом, так и внеплановом. В 2018 году проверяли больницу, по выявленным нарушениям было выдано предписание.

— Мы читаем ваши доклады. В них, помимо прочего, говорится и о заболеваниях, которые поражают население. Отметили скачок онкологических заболеваний. При этом в городе лишь один онколог и ему, вероятно, сложновато проводить диагностику и выявлять заболевания на ранних стадиях, когда человеку еще можно помочь. Онкология. Если вы видите, что в Первоуральске все плохо с раковыми заболеваниями, может ли ваше ведомство лоббировать выделение ставок специалистов-онкологов в Минздраве, например?

— Вся информация уходит в Управление  Роспотребнадзора по Свердловской области. На своем уровне мы озвучиваем ситуацию для главы, чтобы с его стороны были действия (глава городского округа тоже имеет право обратиться в Минздрав).

— Разве глава может наводить порядок в ведомстве, которое не подчиняется ему?

— Наводить порядок — нет. Но выйти с инициативой — может. Глава городского округа — это управленец по всем без исключения сферам, которые касаются качества жизни горожан.


 

Фото Дмитрия Дегтяря