296
4
0

Вы говорили, что в темноте корзину сплести можете? Покажите


Секретами лозоплетения делится народный мастер Зинаида Гусева


 

DDVF2879

Зинаида Ивановна Гусева всю жизнь проработала в школе — учителем физики и астрономии, вела фотоклуб, водила детей в походы. А потом ушла на пенсию — тихую и спокойную. В тишине и спокойствии плела корзины и делала туески — для себя, для подруг и родных. А потом… потом показала свое мастерство детям. И теперь ждет преемников — тех избранных, у которых хватит терпения и усидчивости освоить этот народный промысел.


DDVF2915

Мы в гостях у Зинаиды Ивановны. В квартире мастера нет свободных полок — все уставлены корзинками разного «калибра» и туесками.

Усаживаемся на диван — и готовимся слушать историю мастера. Зинаида Ивановна по-уральски немногословна.

— А что рассказывать особо? Вышла на пенсию, появилось время — начала плести.

— Первую-то свою корзинку помните?

— Как не помнить — помню. Смех один, а не корзинка. Папа у меня мастером был от бога — красивые корзины делал, прочные. В таких ни одна ягодка не подавится — в пору даже за черникой ходить. А потом отец заболел, слег. Вот я и подумала — надо перенимать мастерство, пока он жив. Сходила за лозой. Принесла угловатую лозу (смеется).

— Это какая-то неправильная лоза?

— Да, это неправильная лоза. Начала плести — вроде, получается. Так и поняла — руки слушаются, а набить мастерство — дело времени. Оставила отца в покое.

 

Уже позже Зинаида Ивановна сходила за «правильной» лозой.

— Однолетки надо брать, двухлетки, без отростков, гладенькие отростки, чтоб еще и блестели, а середина должна быть беленькая. Тогда ее можно загибать хорошо — когда нужно на ободок наматывать, например. Середина обязательно должна быть белая-белая, а то все сломается, — учит уму-разуму Зинаида Гусева.  

— Сколько времени уходит, чтобы отыскать нужную лозу?

— Пока ноги ходили, вообще проблем не было. Я и зимой заготавливала — схожу, наберу, неделю ее «живлю». А потом ножки стали подводить, по снегу уже ходить не могу, стала плести только осенью, когда снег небольшой, и весной, — делится Зинаида Ивановна.

Обучиться мастерству, по словам женщины, не сложно — день-два, и всё понятно.

— Сначала донышки освоить, потом — плетение. Можно же не только закрутку кружева делать, но и простую закрутку, — рассуждает Зинаида Гусева.

Детям мастер-классы с матером понравились.

— Первый мастер-класс я проводила в музее фонда «Строганофф» — много было детей, третий, четвертый, пятый классы. Интерес был неподдельный — особенно один мальчишка старался, так помогал, все время крутился рядом. А знаете, как я поняла, что им на самом деле интересно? В тот день ураган был сильный, где-то линию повредило, и музей остался без электричества. Так ребята включили фонарики на телефонах и потребовали, чтобы я продолжила показывать. «Вы же говорили, что и в темноте сможете сплести корзину — покажите», — сказали дети. Вот и показала, чтобы не ударить в грязь лицом.

Следующий мастер-класс провели в 22-й школе поселка Билимбай.

DDVF2915

— Были пятиклассники — очень внимательные дети. Я одному мальчику дала даже черенки сортовой лозы, чтобы он занялся плетением из «правильной» лозы, — говорит Зинаида Гусева.

Лоза — это молодые ветки, поросль любого дерева. Зинаида Ивановна ценит черемуховую лозу (очень прочные корзинки), но сложно найти ее в нужном количестве. Редкость. Тонкие ветки — для дна. Для стояков — потолще, для ручек — вообще другая лоза идет.

Мастер готова взять на обучение двух учеников — тех, кто действительно хочет научиться ремеслу.

— Как думаете, стоит ли вводить в школьную программу ремесла? Надо ли это?

— Черчение из программы убрали, астрономию убрали… Как потом в техническом вузе учиться? Ремесла сохранять, безусловно, надо. Ремесло — оно заставляет делать руками и думать головой. Понятно, что как предмет вводить не надо. А вот как кружок, для избранных — конечно, лишним не будет. И сделать такого рода обучение максимально доступным. Это очень развивает мозги — в отличие от интернета, — уверена Зинаида Ивановна.  

Особенности уральского лозоплетенения, по мнению мастера, пожалуй, нет. У нас обычно делают лучковые корзины. Очень удобны они для сбора ягоды — она не мнется в таких корзинах.

Для плетения на Урале чаще всего используют иву — чем больше режешь, тем лучше она разрастается. Главное, правильно срезать — оставлять 3-4 почки, чтобы поросль шла дальше. Вдоль Билимбаихи (река) — лозы очень много. Красивой, желтой — она гибкая.

— Кому вы передаете знания? Есть преемники?

— Пока нет. Сын приглядывался. Посадил лозу на своем участке — на всякий случай. Посмотрим, может придут ученики — раз вышла в свет с мастер-классами. Были у меня ученицы, благодарили, учились для себя.

Рядом с Зинаидой Ивановной — ее ученица, Ирина Шугаева. Женщина в свое время училась в класс Зинаиды Гусевой, а сейчас освоила ремесло — делает картины из бересты.

DDVF2915

— Зинаида Ивановна была нашим классным руководителем. В лес ходили постоянно — до сих люблю, Зинаида Ивановна любовь привила. Потом выросла, уехала в Богданович, работала на фарфоровом заводе, потом в Тагиле жила. А сейчас вернулась в Билимбай. Думала, чем заняться — берестяные туески понравились как идея. Но с ними работы столько… А как-то зашла к Зинаиде Ивановне, а у нее береста лежит. Я попросила — мол, дайте мне, покручу-поверчу, может получится чего.

— А потом приходит ко мне и показывает — картина, — подхватывает Зинаида Гусева. — Природный рисунок.

«Строгановская школа искусств и ремесел» благодарит Зинаиду Гусеву за сотрудничество и отметила работу мастера благодарственным письмом.


 Фото Дмитрия Дегтяря