18+
19 октября 2016, среда 16:24
302
8
0

Время хулиганить прошло


Как поменяется жизнь в Первоуральске с приходом общественника Владимира Кириллова


 

«Если народ не внедряется в жизнь государственной машины, то ни одна страна не может наслаждаться счастьем и спокойствием» — сказал кто-то из великих. В 2014 году Госдумой был принят закон N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». С того момента появилось очень много людей, которые контролируют самые разные сферы общественной жизни. Но чиновники быстро поняли, что на общественников не надо обращать внимания потому, что за это все равно ничего не будет. Не прошло и трех лет, и этот правовой акт законодатель признал неэффективным. Его не отменили. Но в декабре прошлого года в него внесли поправки. Что-то подкрутили, что-то добавили. СМИ, как и в первом варианте, по-прежнему не рассматриваются как инструмент осуществления общественного контроля. Зато в поправках четко определены субъекты общественного контроля:

  • Общественная палата Российской Федерации;
  • общественные палаты субъектов Российской Федерации;
  • общественные палаты (советы) муниципальных образований;
  • общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

Если широко трактовать Закон, то задача этих субъектов заключается в том, чтобы указывать органам власти и иным структурам на то, что они совершают антиобщественные действия и требовать наказания за это.


 

28 февраля 2017 года после вступления в силу регионального закона «Об общественном контроле в Свердловской области» постановлением главы ГО Первоуральск создана общественная палата муниципального образования. Возглавил ее Кириллов Владимир Михайлович. Ему мы и задали несколько вопросов, касающихся состава палаты и задач, которые решает этот новый орган общественного контроля.

— Владимир Михайлович, что за люди вошли в состав общественной палаты нашего муниципального образования?

— Эдуард Меньшиков — это бывший сотрудник МВД, Владимир Исмагилов — возглавляет местное «Боевое братство». Они оба отвечают за взаимодействие с системой судебных и правоохранительных органов. Занимаются вопросами общественной безопасности. Взаимодействие с производственными предприятиями в вопросах экологической безопасности, трудовых отношений и социальной политики координируют Владимир Кучерюк — почетный гражданин Первоуральска, Александр Прошунин — советник гендиректора «Уралтрубпрома», Александр Полунин — председатель профкома «Динур», Сергей Ошурков — председатель профкома ПНТЗ. Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство курирую я — Владимир Кириллов, а также Александр Прошунин и юрист Сергей Рудик. Сферами образования и охраны здоровья занимаются Сергей Ошурков, Ольга Тагильцева — председатель первоуральского отделения Торгово-промышленной палаты и Жанна Журавлева — директор «Уральского медиа холдинга. За социальную политику и координацию деятельности муниципальных властей по делам ветеранов войны, труда, патриотического воспитания молодежи отвечают: Александр Слабука — председатель Совета ветеранов, Олег Шориков — председатель Совета молодежи Уральского трубного завода, Ленара Мирхазетдинова — зам председателя Совета молодежи ПНТЗ и Ольга Тагильцева. Это представители общественных организаций при предприятиях и иных юридических структурах. Отмечу, что в общественную палату не имеют право входить действующие депутаты и чиновники.

— Владимир Михайлович, задача общественной палаты — контроль за деятельностью власти? Какие у вас есть механизмы для этого?

— Первый — это законы. Федеральный и областной. Мы единственная общественная организация, которая имеет полномочия на законодательном уровне. Больше контролирующих общественных организаций нет. Например, об ОНФ нет закона. А мы — это как народный контроль в Советском Союзе.

— В Советском Союзе Народный контроль мог проверить любую организацию без предупреждения. А вы как действуете?

— У нас был семинар в областной Общественной палате. Постановлением правительства ограничен порядок проверки среднего и малого бизнеса. Но прокурор области нам посоветовал, чтобы не нарушать распоряжение правительства и указы президента, действовать на основании обращений граждан. Оповещаем объект проверки о нашем визите за 4 дня, согласно закону и положению об Общественной палате. В оповещении содержится цель визита и состав проверяющей комиссии.

— В законе говорится, что общественная палата может осуществлять контроль не только над органами власти, но и над другими организациями. Как это происходит?

— В частности, мы провели заседание Общественной палаты по экологии. Сейчас у на Год экологии. Есть очень серьезный Указ Президента от 29 апреля, где он впервые приравнял экологическую безопасность к национальной безопасности. На заседание Общественной палаты мы пригласили представителей предприятий и администрации.  На нем постановили провести совещание с участием всех предприятий, выработать общую концепцию экологических мероприятий. Если предприятию нужна помощь со стороны общественной палаты, мы должны его выслушать и оказать эту помощь. Провели отдельные совещания с «Русским хромом-1915», «Полипластом», «Динуром», «Уральским трубным заводом», ТЭЦ. Это основные предприятия, к которым есть претензии в вопросах экологии.  Все совещания запротоколировали. Мы услышали их, они — нас. Наша задача состояла в том, чтобы они нам выдали свои программы экологических мероприятий.  И сроки их исполнения. Какие будут инвестиции. Нужна ли господдержка. Сначала на региональном уровне, а затем на федеральном. Особенно нас тревожит вопрос с «Русским хромом». Все же 7 миллионов тонн накоплено токсичных отходов за время существования предприятия. Это серьезно. Под угрозой заражения и почва, и вода. Собственник последние 25 лет складирует отходы на 4-х гектарах. А есть еще 40 гектаров, где лежит 7 млн тонн токсичных отходов? Там прежде хозяйствовало государство. Значит, и ответственность должна быть государственная? Вопрос со стороны предприятия законный. Мы их в этом плане поддержали и обратились к Губернатору. Написали в Министерство природопользования. Губернатор дал поручение, и в итоге была оговорена сумма, которую выделят Хромпику на 2018 год — это 45 миллионов рублей. Достигнуто предварительное соглашение. Решение за специалистами. Сейчас Хромпик должен рационально распорядиться этими средствами.

— В перечисленных предприятиях не прозвучал Новотрубный завод. Собираетесь туда?

 — Мы к этому событию готовимся и пойдем туда. Главное все собственники понимают, что вопрос очень важный. Мы так всех встряхнули, что даже собственник «Русского хрома» прилетел из Швейцарии. Им есть что терять. А нам-то терять нечего кроме своих цепей.

— Владимир Михайлович, общественная палата начала свою деятельность сразу с такого глобального вопроса как экология городского округа, или были проблемы помельче?

— Начали мы с паводка. Его нынче не было потому, что мы подняли все, что можно и нельзя — это Минприроды, Екатеринбургский водоканал, сообщили в правительство региона, с администрацией города постоянно мониторили ситуацию. Работали во взаимодействии со всеми структурами. Избежали наводнения. Можно все сделать, если захотеть.  А осенью следили за запуском тепла. На последнем аппаратном совещании высказали по этому поводу свое недовольство. Президиум общественной палаты постановил собрать всех субъектов жилищно-коммунального хозяйства. На нем мы выслушаем и администрацию, и коммунальщиков. Задача — найти консенсус и впоследствии не наступать снова на те же грабли.  Нельзя над населением издеваться.  Но самое главное — поговорить с энергоснабжающей организацией. Они сети приняли. Они знали их состояние — 86% аварийные. Что в планах? Менять трассы, вкладывать деньги? Время хулиганить прошло. У нас рычагов достаточно, чтобы воздействовать. И это не угроза, а предупреждение. Важно высветить проблему в целом, выстроить систему. Вот если все сваливают ответственность друг на друга, то так ничего не получится. Нужно собираться всем вместе и вместе решать.  Иначе нельзя. А по итогам запуска отопительного сезона будем обращаться в «Т-плюс». Нас нынешняя ситуация не устраивает.

— А в социальной сфере есть какие-то успешные действия общественной палаты?

— Детям сиротам в Первоуральске в 2015-2016 годах была выделена всего одна квартира. Есть такой день, он называется День министра. По видеосвязи муниципалы задают вопросы представителям региональной исполнительной власти. И министр соцзащиты в ходе такого общения по детям сиротам озвучил цифру — 1,5 миллиарда рублей, выделенных на детей сирот Свердловской области. Естественный вопрос, а сколько из этих денег достанется Первоуральску? Мы написали письмо с просьбой озвучить сколько достанется нам. Пришел ответ — 36 квартир. Сегодня строятся два дома, которые будут в ближайшее время заселены. В октябре один и в ноябре-декабре следующий. 36 квартир — это уже конкретика. В администрации, когда мы получили такой ответ министра, удивились, они об этом ничего не знали. Даже начальник отдела соцзащиты Логунова Нина Александровна не знала.  Эти дома строятся на нашей территории, а сколько квартир нам полагается — никто не знал.  Хотя это все идет из областного бюджета. Нет взаимодействия.  Если бы были наши средства, мы бы знали, и администрация за них отвечала бы. А так все это мимо проходит. Нет взаимодействия между органами власти.

— В перечислении направлений деятельности общественной палаты Вы назвали образование. А там-то какой контроль нужен?

— Мы сейчас устанавливаем, какие молодежные движения присутствуют на территории округа. Сколько молодежных организаций. Начиная с советов старшеклассников в каждой школе.  Эти советы не работают. Почему? Я как член общественного совета ОМВД присутствовал в школе и за всем наблюдал. Мы проводили профилактику с теми, кто совершает правонарушения и с теми, кто склонен к их совершению. Когда я собрал совет старшеклассников, эти ребята с яркими глазами, которые готовы идти в бой, на вопрос: «Что им рекомендовали делать?» — отвечают: «Песни-пляски, а дальше нельзя». А зачем тогда создали советы? Для увеселительных прогулок? Педагоги мне говорят, что остальную деятельность запретило министерство, т.к. могут быть инциденты. Они как премудрые пескари всего боятся. Собрали активную молодежь и не используют эту силу. Наше задача обобщить все, пригласить молодежные движения на заседание общественной палаты. Послушать, куда кто гребет. Кто куратор. Какая цель, какие задачи. Чтобы видеть, куда идет какое-то молодежное движение или организация.  И, естественно, координировать их. Не контролировать, а координировать.  Кроме этого, под нашим патронатом прошел фестиваль детей с ограниченными возможностями здоровья.  Мы показали, что проблему реализации таких детей надо выносить на общегородской уровень. То же самое надо делать с ветеранами. Пробудить в людях желание жить и приносить обществу пользу. Если не в материальном, то в моральном плане. О возможностях некоторых детишек с ограниченными возможностями никто не знает. А их надо внедрять в обычную школу.  Чего здесь бояться-то. А не страшнее ли, когда ребенок в четырех стенах с папой и мамой, бабушкой и дедушкой? А остальной мир для него закрыт.  Как потом включить его в активную жизнь?

— Владимир Михайлович, как появляется необходимость проведения совещаний?

— Из общения с людьми. Каждый член Общественной палаты общается на производстве, в быту. Кроме этого ведется прием граждан. В кабинете № 111 в Администрации каждый последний понедельник с 17.00 до 18.30.  Все посещения заносятся в журнал. Есть адресованные на мое имя обращения, как на председателя Общественной палаты. Я делаю запросы и даю ответы.  В течение 30 дней в соответствии с законом.

— А как быть с отписками?

— Мы с Валерием Александровичем Хоревым этот вопрос обговаривали. Он меня поддержал. Такая тема назрела — исключить отписки. Это неуважение к человеку. Мы и этот вопрос будем изучать. Надо провести анализ статистики, где больше всего жалоб. В сфере ЖКХ? Или социальные вопросы? Как проводится работа с этими жалобами. Затем итоговая информация кладется на стол главе. Параллельно она передается в областную общественную палату, они ее передают в правительство.

— Вот когда люди обращаются к вам, они требуют решать конкретную их проблему. В ваших силах решить, например, конфликт между жильцами и управляющей компанией?

— Мы созданы на законодательном уровне. Поэтому мы все можем. Надо обратиться к Губернатору напрямую, мы обратимся. И обращаемся, и он отвечает. Надо обратиться к президенту, мы выйдем на президента. Мы независимы. И решения мы добьемся.  Сегодня мы выстроили отношения с прокуратурой, Роспотребнадзором, ОВД и получаем их поддержку. Если у нас что-то вдруг не получается, встречаемся, говорим по конкретному обращению. Все решаемо. Все решается.  Но проблем у людей очень много. Важно высветить проблему в целом, выстроить систему.

— Какая все же задача вашей палаты? Наказывать чиновников или хозяйственников, или наладить взаимодействие городских структур?

— И это тоже. Про лебедь, рака и щуку мы знаем. Нужна команда. Есть команда, есть успех. Нет команды — ничего не будет.


 

Фото Екатерины Демышевой