972
1
0

Три честных секунды


Авторская колонка журналиста Надежды Губарь


Надежда Губарь, журналист

Неблагодарное это дело — высказываться о том, о чем не написал только ленивый. А конкретно — о вышедшем в прокат накануне Нового года фильме «Движение вверх». Но все-таки я попробую. И напишу не столько о фильме, сколько о том, что удалось увидеть «за ним».

Так получилось, что «Движение вверх» я посмотрела дважды. В разных компаниях. В разных кинотеатрах. В первый раз – в день премьеры, 28 декабря. В ревдинском кинотеатре зрителей было не много, раза в четыре меньше, чем на тех же «Елках». Смотрели фильм мы с родителями, с теми людьми, которые помнят и тот матч, и те легендарные секунды. И, да, картина потрясла. Хотя отец мужа и заметил после, что многое приукрасили. Но в тот момент я как-то не обратила на это внимание.


 

Второй просмотр случился в разгар Новогоднего отдыха в Екатеринбурге. В зале был аншлаг. Женщина, сидящая в соседнем ряду, в особо острые моменты в голос кричала «Ну! Давайте!» Никто ее не одергивал – некогда было, все следили за игрой. А потом отчаянно гуглили ее, «ту самую», и смотрели, смотрели, смотрели…

Жаркие баталии по поводу фильма не утихают до сих пор. Благо, за последние годы есть с чем его сравнить. Да, ругают. И прежде всего за сценарные преувеличения. Дескать, сделали из хорошего баскетболиста Модестаса Паулаускаса ярого антисоветчика, дескать, создали из образа тренера Кондрашина антагониста Гаранжина… За современные приемы в баскетболе ругают, за присутствие женской баскетбольной сборной на Мюнхенской Олимпиаде…

Наверное, правы. Но вот вопрос: смотрели бы мы с вами этот «абсолютно правдивый» фильм с тем же замиранием сердца? Положа руку на сердце: некоторый накал, некоторый градус драматизма точно был бы снижен. И это была бы уже совершенно другая история.

Единственное, что лично мне бросалось в глаза и мешало – это чиновник, которого играл Марат Башаров. Очередной картонный «осел из Шрека», зачем он там был нужен? Показать карающую жестокую систему? Там без него «звоночков» и показательных моментов предостаточно.

«Движение вверх» — художественное произведение, а не документалка про «ту самую игру». И, наверное, сценаристам можно простить если не все, то большую часть вольностей за те самые честно показанные три секунды.

Спасибо картине за отсутствие «бекмамбетовских» примочек, вроде «медленно летящей капли». Игра с американцами была показана как спортивный репортаж, полный эффект присутствия. Спасибо за отсутствие явного идиотизма, как в приснопамятном «Союзе» с кувалдой в космосе.

И самая главная огромная благодарность за ощущение большой страны с сильными людьми, из которой все мы родом. Грузины, узбеки, литовцы, русские – все мы были одной большой командой. Нет, я не склонна лить слезы по потерянному Союзу. И создатели фильма – тоже. Поэтому во время финальных титров мы видим не только команду образца 1972 года. Мы видим и Алексея Немова, и Елену Исинбаеву, и еще многих спортсменов, которые и сегодня «продолжают давать имена рекордам» несмотря ни на что.

«Движение вверх» — это про преодоление. Это про историю. Это про объединение. И немножко про каждого из нас. И это нужно смотреть обязательно, чтобы составить собственное мнение о каждой секунде. Ведь, как гласит история, американцы даже «честные три секунды» до сих пор не признали…