1300
19
0

Прониклись пещерами, клещами и улыбками суровых уральцев


В Первоуральске набирают обороты съемки детективного сериала «Золото Лагина» 


 

— Кто к Балуеву поедет? Через час надо быть на Динасе.

Спонтанность наше журналистское ВСЁ. Конечно, вот так вот, в джинсах и простецкой кофточке — и к своему кумиру! Женская месть. Подстава. Минутная истерика. Спишем все на суровое уральское лето и, конечно же, гоним! Не уступать же такое счастье коллеге. Пусть пыхтит над очередной коммуналкой.

К ДК «Огнеупорщик», где снимают одну из самых массовых сцен, приезжаем минута в минуту. На стоянке за дворцом не протолкнуться. Фургоны, фургончики, автобусы, машины. Ажиотаж, суета, детский смех, согревающий в любую погоду. Ищем знакомые лица. Находим быстро. Актриса театра «Вариант» Ольга Саввиди доедает сушку.

— Я буду сниматься почти в самом конце лета. Сегодня коллеги работают, а я в качестве помощника ассистента по актерам. Сегодня очень много массовых сцен, много работы. Каждый приезжает в свое определенное время. Все четко. Сейчас подбор костюмов идет, грим накладывают. Детей полный автобус привезли. Снимают праздник — вручение подарков.

Какой советский праздник без пионеров? Вот они, современные дети, уже успевшие снять галстуки. Весело резвятся после двухчасового стояния на сцене. Приехали их Екатеринбурга вместе со своим руководителем и актрисой театра «Вариант» Натальей Ивановой. Кстати, у самой Натальи в сериале «Золото Лагина» роль Петровны.

Я привезла своих ребятишек. Это «Деловые дети» при арт-студии «Триоль». Ко мне обратились – я их привезла. Второй раз уже. Два дня привожу детей. Они уже на сцене побывали. Это колоссальнейшие впечатления для них! Массовые сцены сложно играть. Тем более, пионеров. Темперамент для них совершенно неизведанный – как можно стоять по стойке смирно долго? Галстук мы научились завязывать!

Новоиспеченные пионеры наперебой делятся впечатлениями:

—Хорошие впечатления! То, что я увидела хорошего актера, знаменитого!

— Так радостно, что снимаешься в фильме, и это так необычно для меня. Все то же самое, как у нас в студии, только камеры, и более строго. Не сказать, что страшно. Наоборот, интересно. Мы же дети!

И на суперскоростях строятся на общее фото.

— Сейчас можно делать, что угодно, вы уже не пионерская организация!

Детское настроение неподвластно хмурым облакам и холодному ветру. Чего не скажешь о взрослых актерах, кутающихся в шали и куртки. Каково это, почти что зимой изображать лето? Ассистент по актерам на проекте «Золото Лагина» Илья Тимофеев говорит, что иногда с утра ловит уральскую депрессию. Но ее быстро разгоняет удивительный (читаем, странный!) менталитет местных жителей (читаем, нас).

— Все супер! У вас очень активные люди, зачастую приходит взрослый и приводит еще пару детей с собой. Вот сегодня задействовано 60 взрослых и 20 детей. Бывает, думаешь, как тяжело снимать на Урале, выйдет солнышко, и думаешь уже– да все просто! Удивительный контраст ужасной погоды и хороших жизнерадостных людей, которые живут с некоторым чувством самоиронии. Они веселые сами по себе, но понимают, что здесь грустно. И этот контраст придает уральскому менталитету уникальное чувство юмора. Где мы были, я такого еще не видел. Чтобы можно было посмеяться, пошутить даже в плохую погоду.

Депрессировать Илье не положено. Положено быть главным актерам мамой, папой, другом и даже психологом.

— На мне вся логистика – машины, такси, время, билеты, самолеты. Каждый актер должен в свое время стоять на площадке. Провожаю его на грим, на костюм, отвечаю на все его вопросы, репетирую с ним по тексту. Делаю так, чтобы актер заходил в кадр с хорошим настроением, довольный, счастливый. Нам привозят обеды. Мы, как выездная база, не зависим ни от чего. У нас полностью грим, костюм, туалеты, свет, вода, еда. Как говорится, все свое ношу с собой. График 6/1 по 12 часов. В темпе все. Планы не срываются. Все так рассчитано, что, если дождь, мы снимаем внутри, если сухо – работаем на улице.

Илья говорит, актеры, которых мы по праву считаем звездами, от погоды слегка хандрят, но не капризничают. Понимают, это работа. Времени на депрессию нет.

Они знают, что впереди огромный объем работы. 16 серий снять не просто. Проект на полгода вперед. Половину снимаем на Урале, другую — в Москве. Все вовлечены, разбирают свою роль от начала до конца, чтобы не потеряться в съемочном процессе. Поэтому погода это… Может, кто-то и взгрустнет на минутку, но я этого даже не видел ни разу. 

Для съемки праздника и награждения победителей соцтруда выбран уникальный ДК. Столичные гости не скрывают своего восхищения перед этим зданием в стиле сталинского ампира. Заглянули в гугл-карты и вытянули козырного туза.

Вы знаете, многие объекты так находятся. А этот чем хорош — с ним не так много работы. Очень сложно современные дома сделать под старину. Это был другой строй, социалистический, нужен соответствующий антураж. Нужно очень хорошо разбираться и ориентироваться в том времени, чтобы нигде не промахнуться. А здесь практически ничего не нужно менять, просто повесили несколько плакатов. Здесь даже цитаты Ленина не просто написаны, они выбиты!

Снимают исторический детектив. Мы же становимся детективами поневоле. У нас задача — найти в этом огромном человеческом муравейнике Его. Балуева. Лагина. Искать мы будем долго. Небольшой журналистский позор. Потому что трезвая голова и четкость действий — сегодня не наш конек. Съемочная атмосфера, всеобщий ажиотаж, повышенный градус эмоций опьяняют. Может, уборщица баба Нюра поможет в поисках? Вот она, наготове. Актриса театра «Вариант» Татьяна Крылова. И, как говорится, «я не узнаю вас в гриме»!

—У меня роль бабы Нюры, вахтерши и по совместительству технички. Я слежу за самым главным убийцей. Выслеживаю его.

— То есть, практически, помощник детектива?

— Ой, что вы, что вы! Я просто начальник ДК!

Впереди у Татьяны Крыловой два съемочных дня и четыре серии из 16-ти, где баба Нюра будет зорким глазом детектива.

Конечно, интересно! Здесь, вообще, все интересно. Совсем по-настоящему! Все четко, по секундам выверено, никакой импровизации не допускается. Сколько дублей не делают – обязательно все слово в слово, пауза в паузу, вздох в вздох. Меня на машине привозят–увозят, вагончик на двоих с артисткой из Екатеринбурга. Такое трепетное отношение к артистам. Я нигде такого не встречала.

Уже в наряде, но еще без грима коллега по цеху — актер «Варианта» Евгений Коробьев. Здесь он — третий артельщик, передовик производства, которого сегодня ждет нереальный по тем временам подарок.

Как я сегодня узнал, меня зовут Игорь Иванович Лешаков. Первый день съемок, и в нем эпизод, где мне дарит машину именно Лагин – шестерку «Жигули».

Режиссер сериала увидел Коробьева в спектакле «Кадриль». И передал ассистентам « Найдите этого человека, он должен играть артельщика». Играть Евгений будет в семи сериях.

 — Я сейчас еще только жду своего первого выхода. Сначала на грим схожу. Волнуюсь, не без этого. Как говорила Раневская, "если человека перед выходом на сцену не трясет, ему на сцене делать нечего".

В прохладе, если не сказать, холоде внутренностей дворца первым делом встречаю коллегу с местного телеканала. Уже в образе и тоже в волнении. Несмотря на скромную роль зрителя в массовой праздничной сцене.

— У меня сначала муж поучаствовал в роли санитара, потом сказал — давай, ты тоже. Выслала фото, мне пришел ответ, что предлагают съемку. Я уже такая растрепанная! — завидев фотоаппарат, Олеся Диндял поправляет прическу и снимает куртку. — Платье здесь подбирали и туфли, целая гардеробная. Грим сделали, прическу. Немножко есть волнение. Но сам процесс интересен. Не каждый день такое происходит!

В подобном состоянии находятся несколько десятков первоуральцев, прошедших кастинг. Им спешно допудривают носы и поправляют прически, запускают в зал. Ретируемся за кулисы, вжимаемся в стенку. Наш современный вид — угроза социалистическому строю.

— А где Балуев? — делаем очередную попытку найти звезду.

— Только что вышел, внизу где-то ходит.

Мы снова пускаемся по следу. Снова — мимо. Спускаемся по правой лестнице, Лагин в этот момент возвращается в зал по левой. Снова — кулисы. Снова ждем. Коллега боится сделать лишний шаг. Буквально, выталкиваем ее на сцену, нужен кадр нашей замечательной первоуральской массовки. Первый ряд освобожден для главных героев. И тут мы слышим Его, тембр, спутать который, услышав однажды, невозможно. Нашелся!

Он здесь!

Любопытство коллеги пересиливает деликатность и страх. Будет кадр!

Громкие и четкие указания помрежа, настройка камер, пересаживание массовки. Наконец, все технические моменты утрясли.

— После слов «С днем милиции» кто–то хлопает, кто-то свистит, — дает последние установки режиссер Леонид Белозорович.

Момент для самых главных слов:

— Тишина. Мотор!

Никогда еще в этом зале не было так тихо! Страшно,что, вдруг, оживет отключенный телефон, что-то упадет, захочется чихнуть.

— А сейчас я приглашаю на сцену председателя артели «Северная» Лагина Ивана Тимофеича, – голосом ушедшей эпохи произносит ведущая праздника.

Шквал аплодисментов, словно зал набит битком. Неподдельный восторг. Все-таки, первый дубль. Все-таки, на сцену выходит Лагин! Поднимается на трибуну. Дальше, жаль что мы не телевидение. Ну, вы меня поняли. Тембр, харизма и прочее.

Так получилось, что закрытие сезона в этом году совпало с Днем милиции! ( свист, топот). Пошумели и хватит. Во всем надо видеть хорошее. Сегодня я хочу наградить лучшего артельщика нашего прииска автомобилем «Жигули».

Снова аплодисменты. Из кармана эффектным жестом извлекается заветная связка ключей. Ни автомобиля, ни дебют Евгения Коробьева нам увидеть не случилось. Сцену снимают долго и упорно. Мечты о роли в массовке поглощает уральский промозглый холод. Сидеть и хлопать ради нескольких секунд на экране – ни за что! Увидеть большого артиста, пообщаться и даже сделать фото на память можно и в статусе журналиста.

Мы снова превращаемся в бестолковых детективов. И снова упускаем след харизмы. Ушел, отыграв без сучка и задоринки свою сцену. Сказали, на обед. Его выдал голос. Догнали, задержали дурацким и писклявым от волнения голосом:

— Александр Николаевич , мы квест устроили, чтобы вас найти!

— А где вы меня искали, по подвалам?

— По голосу шли! Мы здесь караулим каждый ваш шаг.

Как водится, вместо приличных вопросов мы несем какую-то чушь. Большой журналистский позор. Когда не знаешь, что спросить, спроси о погоде! Александр Балуев сноба не включает. Разговаривает долго, поняв, что от нас все равно не отделаться.

— Погода? Я не знаю какая, уральская. Вам решать, но, по-моему, холодно для июня месяца. Мне кажется, что это глубокая осень, только с листвой.

Вы на Урале не первый раз?

— Я в Екатеринбурге не один раз был. А здесь впервые. Ну, я, собственно, ничего не видел. И потрясающий Дом культуры. Шикарный. Удивил он меня и внутри, и снаружи.

Что больше запомнилось из съемочных мест?

—Мы были на Чусовой, немножко сплавлялись даже такими плотами надувными до места съемок. Там пещеру нашли, где снимался один эпизод — прониклись. Клещами прониклись, от которых мазались. А красоты эти я видел в кинокартине «Вечный зов». Здесь же много снималось фильмов.

А про сериал вам можно говорить? Как проходят съемки, как вы себя чувствуете в этой холодище?

— Можно, мне никто и ничего не запрещал! Погода немного подводит. Потому что то дождь, то солнце — а для кино это довольно неприятно, надо ждать. Если начали снимать в дождь, надо ждать следующего дождя. А, так, довольно все хорошо, и местные жители принимают очень добродушно.

А с местными актерами как работается?

— Очень хорошо. Но у них тоже плотный график, приезжают – уезжают. Общее соприкосновение есть. Сериал — это же многонаселенная история, много характеров. Берут, зачастую, не артистов. И, бывает, невозможно смотреть потом. Здесь такого нет, потому что Екатеринбург рядом, театров много, артисты очень хорошие, даже в эпизодах.

Сегодня что за сцены у вас?

— Награждение артельщика автомобилем (в те времена это была большая редкость) ударников соцтруда.

Эта роль близка вам, эта эпоха?

—Я жил в брежневские времена. Разве свою жизнь можешь забыть? У меня вызывает, порой, теплые воспоминания. И Брежнев, и сотоварищи. Не ностальгирую, но помню. Помню, как был страх, когда он умирал, поскольку он долгий период возглавлял страну.

Когда было лучше, если сравнивать? В отношении общей атмосферы.

—Лучше? Для нынешнего поколения лучше сейчас. Для моего...не знаю. Люди другие были. Мне кажется, что были лучше без интернета и гаджетов. Ведь это только кажется, что это расширяет кругозор. На самом деле ограничивает общение человеческое. Порой, до клиники доводит людей. Это самый большой недостаток нашего времени или один из больших минусов. Раньше общение было разным, но оно шло напрямую.

Чем занимаетесь в свободное от съемок время? Читаете книги?

—Нет, я сценарий читаю. Стараюсь не отвлекаться ни на интернет, ни на звонки, которые достают везде. Раньше уехал на съемки в Сибирь, и тебя нет, тебя потеряли, занимаешься своим делом. А сейчас найдут везде.

Прямо, как мы!

— Можно мы еще обнаглеем и попросим на память фото? Говорят, вы и с таксистами фотографируетесь?

— Да? А был раз, я шел вечером, ко мне подъехал парень, я не думал, что он таксист.

Можно мы совсем обнаглеем и попросим автограф? коллега вожделенно смотрит на мой красивый блокнот, который совсем не для работы, а для таких вот прекрасных моментов. Скрепя сердце, подставляю второй лист под широкий росчерк. Не успеваю захлопнуть чудо-блокнот, как лист практически вырывают у меня из-под носа. Да, журналисты хваткий народ. Надеюсь, что наш маленький скандальчик никто не заметил. Хорошо, что в этот момент Лагина-Балуева снова позвали на сцену. Плохо, что не дали Балуеву-Лагину поесть.


"Золото Лагина" — 16-серийный исторический детектив. Режиссер картины Леонид Белозорович.

Главные роли в картине исполнют Александр Балуев, Мария Порошина и Алексей Шевченков. Увидеть фильм «Золото Лагина» можно будет на одном из федеральных телеканалов уже через год.

В съемках сериала задействована практически вся труппа театра "Вариант"