Рецензия на премьеру театра «Вариант» — спектакль «Дура и дурочка»
Писать рецензии — дело неблагодарное, требующее квалификации, большого культурного багажа и театральной искушенности. Не имея ничего из вышеперечисленного, берусь за неблагодарный труд. С чистой головой, не читая аннотаций и перепутав фамилию автора пьесы, идем на премьеру спектакля «Дура и дурочка» (по пьесе Г. Берковича).
В фойе театра «Вариант» немноголюдно, но душевно — публика, желающая приобщиться к культуре, в Первоуральске с годами не меняется, хватает нескольких первых рядов, чтобы разместить зрителей, пришедших на премьеру в первый погожий летний денек.
Татьяна Крылова
На сцене — Татьяна Крылова. В переднике, чепчике, с нарочитым усердием протирает стаканы. Дышит на стекло, полирует салфеткой, снова дышит. Немного затянуто. Успеваем рассмотреть макияж главной героини — голубые тени до бровей, губы бантиком. Действие разворачивается в провинциальном кафе, где готовятся к спецобслуживанию. Нет. СПЕЦОБСЛУЖИВАНИЮ — потому что банкет, оплаченный заранее, это всегда важнее, чем случайный клиент, пришедший за копеечным кофе.
За копеечным кофе вскоре приходит героиня Ольги Саввиди — женщина с тяжелой походкой, в темных одеждах, суровым взглядом и тяжелой складкой на губах. Озирается по сторонам, садится, просит меню. Словесная перепалка. Громкая и наигранная. Актеры раскачиваются, зрители ждут и пытаются понять, для чего такая долгая прелюдия.
Ольга Саввиди
— Дайте мне кофе… Скажите, а что вы делаете с кипятком, чтобы получилась вот такая жидкость? Назовите этот кофе «Злобный шатен», раз «Блондинка на пляже» и «Брюнет в шоколаде» у вас уже есть. Садитесь, сделайте себе тоже кофе, — героиня Саввиди, которая по итогу получит полное право называться «дурой», подчиняет волю героини Крыловой властными фразами и авторитарными жестами.
Диалоги.
Героиня Крыловой — низкооплачиваемая служащая в провинциальном кафе. Простая, как пять копеек в сибирском валенке. Воспитывает одна сына — любит его до беспамятства, переживает за деточку, которая ест и не толстеет, мечтает о будущем, которое будет лучше, успешнее и ярче собственного. Девиз по жизни — на еду хватает, чужого не надо.
Героиня Саввиди — женщина сложная, с явным психическим расстройством. Выросла в семье, по общепринятым канонам считающейся благополучной — положение в обществе, деньги.
— Их (родителей) все любили. Был только один человек, который их ненавидел.
— Кто же это?
— Я. Каждый вечер они садились и планировали новые добрые дела. Для людей. А я шла спать. С новой игрушкой. Одна.
Саввиди предлагает Крыловой работу — за деньги, в три раза большие, чем она получает сейчас. С командировками и симпозиумами. Домоправительница — гордо называет она новую должность. Для этого дурочке в исполнении Крыловой надо пройти тест — несложный. К нему она подходит со всей ответственностью — ведь на кону новая жизнь не столько для нее, сколько для сына.
Она выполняет все задания теста — танцует, ведет телефонные переговоры. Но впереди главное задание теста — стать подругами. Обряд. Объятия. Клятва. Что делают подруги? Рассказывают то, что на душе, скрыто от глаз и похоронено под грузом разочарований.
Героиня Крыловой — наивна, добра, она не держит зла и не обижается на жизнь. Она протирает стаканы, живет в маленькой квартирке, пользуется голубыми тенями и слушает всех: соседку-алкоголичку, одинокую бабку, которой носит продукты, подругу, у которой болеет ребенок. Она умеет слушать. Но что у нее на душе? Коробка слезок под кроватью хранит все ее тайны:
Эта слезинка – подарок от лука,
это слезинка – пчелиное жало,
эта от скуки, а эта от друга.
Эта – когда я больная лежала.
Вот от укола, а вот от удара.
Горькая-горькая слёзка обиды...
Слезка обиды капнула давно — тогда, когда она написала письмо отцу своего ребенка но не получила ответа. Ну а что? Он ведь женат. Какие претензии?
Письмо не дошло до адресата. Оно осело в руках героини Саввиди, которая приехала в маленькое кафе маленького города не для того чтобы предложить работу. А для того, чтобы прикоснуться к тому, что смогла построить глупая дурочка и что так и не создала умная дура.
Больше никаких подробностей. Однозначно — смотреть.
Фото Михаила Перонкова