794
12
0

Первоуральские вечёрки


 Хозяева и гости Народного дома о возникновении вечёрок и семейных ценностях


 

 

В окружении бетонных великанов – маленькая деревянная усадьба 19-го века. ВПервоуральске она известна как Народный дом. Он живет своей жизнью, исдаваться на милость 21 века не собирается. Традиционной праздничнойвечёркой народники встретили 31 годовщину своего дома.

Деревянная лестница и полы поскрипывают, словно радуются, что вновь ивновь сюда приходят люди, для которых русские традиции не дань моде, аобраз жизни. Звуки кадрили разносятся по улице и напоминают, как жили иотдыхали предки. А началось все в 1988 году.

Сергей Саблин

– Это было еще советское время, когда начали собираться вНародном доме. Встречи тогда вечерками не назывались. Собирались восновном для того, чтобы привести дом в порядок, что-тоотремонтировать, подкрасить. И уже тогда мы начали задумываться, чтоздесь будет. Мечтали, предлагали разные варианты. Но все сошлось намузыке, – вспоминает один из основателей Народного дома Сергей Саблин.

 Днем рождения дома принято считать 13 сентября1988 года. Собралисьэнтузиасты, пели народные песни. А в доме даже электричества не было.Тогда его готовили к сносу, во дворе сновали бульдозеры. А потом домпризнали памятником архитектуры и не стали сносить. Фольклористы жепродолжали собираться. Обычно по средам, тогда появилось название«Музыкальная среда». А когда встречаться стали два раза в неделю, то встречи назвали вечёрками.

– Так появились первоуральские вечёрки. Тогда такие регулярные фольклорные встречи еще никто в СССР не проводил, – говорит СергейСаблин.

Осмотримся.

Добротный дом со множеством предметов старинного быта.Сергей Васильевич показывает прялку. Таких прялок здесь несколько штук.Вещи из ушедшей эпохи в Народный дом отдают жители Первоуральска иокрестностей. Чтобы помнили, и чтобы современные дети моглиприкоснуться к истории. Тем временем, на вечёрку собираются гости, и нетолько из Первоуральска.


 

Здесь все ощущают себя, как дома

Флорида пришла с двумя маленькими детьми. Малышка Евдокия еще наруках у мамы, а старшенькая Пелагея ждет-не дождется, когда будут плясать.Молодая женщина делится своей историей знакомства с Народным домом.

– Четыре года назад я попала на такую же праздничную вечёрку и смолодым человеком мы сплясались. Мы в танце познакомились, пока плясали– общались. Он из Богдановича, я из Екатеринбурга. Потом началивстречаться, а сейчас у нас двое детей, – смеётся Флорида.

 В дом заходит глава семьи Дмитрий. Пелагея радостно бросается к папе ипросит покрутить.

– Можно сказать, что я здесь вырос. Я хожу сюда с 12 лет, а сейчас мне 30. Как к родственникам тянет, так и сюда тянет. Вот и езжу. Такаяформа досуга мне кажется, более приемлемой, чем то, чтокультивируется сейчас. У нас Пелагея старшая, она ждет, когда будетповод сарафан надеть! – делится Дмитрий.


 

Хочу выглядеть, как выглядели наши предки

Сергей Черемных

62-летний Сергей Черемных уже пять лет по субботам приходит вНародный дом. Пообщаться, песни попеть и потанцевать. Народный костюмсморится на нем настолько естественно, что трудно его представить в современной одежде. Сергей Иванович говорит, что народный костюм надевает часто.

 – Бывает, просто по улицам так хожу, стараюсь соблюдать традициирусские. Их уже не просто начинают забывать, но многие даже начинаютстесняться этого. А мне нравится! Я хочу выглядеть, как выглядели нашипредки.

Мужчину частенько останавливают на улице, просят сфотографироваться.

– В людях это внутри все равно сидит, и они даже радуются, когда менявидят. Я один раз пришел на День металлурга на Динасе. И только настадион пришел, ко мне навстречу бежит милиционер. Издалека мне рукутянет и говорит: «Наконец-то я увидел настоящего русского мужика!» –рассказывает Сергей Черемных.

Сколько семейных пар сложилось уже не сосчитать

Дмитрий Захаров

 Дмитрий Захаров человек в городе известный – атаман хуторского казачьегообщества «Первоуральское», участник фольклорного ансамбля «Воля».Говорит, что сосчитать, сколько семейных пар сложилось в Народном доме исколько у них детей родилось, уже никто не возьмется. Только в его семье 4поколения связаны с Народным домом.

 – Мои родители приходили сюда на первые субботники. У меня все троедетей выросли здесь. Со своей женой я познакомился здесь. Лет 15 назад мы решили посчитать, сколько семейных пар образовал Народный дом. На тотмомент мы насчитали более 30-ти, а на сегодняшний день уже ине счесть сколько! С учетом того, что у нас в традиции семьимногодетные, то хотя бы трое детей у каждой пары должно быть. Умногих пятеро-шестеро детей — и это не предел. У меня первый внукродился, и он сегодня уже здесь.

Дмитрий рассуждает о том, что без корней дерево не может существовать.Для кого-то эта фраза уже банально-привычная, но в ней глубокий смысл –уверен мужчина.

 – Когда мы не знаем своей истории, своей культуры, кем мы становимся? Когдаговорят, что русским гордиться нечем, что ничего в истории, кромепьянства не было, – чушь полная!

 В фольклорных экспедициях участники ансамбля «Воля» не только собираюти записывают старинные напевы, но и о многом говорят со старожилами.

 – В экспедициях мы спрашивали, а как раньше народ пил? Так, как нампоказывают – огромная бутылка самогона, и все под столами валяются?Отвечают – такого не было. На всю свадьбу бутылка кагора! Вот рюмкуналили, на стол поставили. Народ пляшет, подошел, палец макнул, облизал,и плясать дальше! Вот так пили. И семьи были крепкими.

Весь вечер в Народном доме будет раздаваться детский смех, задорные игрустные мелодии и топот каблучков. А когда всё уйдут и погаснет свет,деревянный дом будет хранить тепло встречи и ждать следующей.


 

 Фото Дмитрия Дегтяря