1286
1
0

Обтекаемый проект


Первоуральский театр «Вариант» представил на суд зрителей театрализованный продукт под названием «Сказания о Земле Уральской».


 

Признаюсь, знакомство с новым вариантовским творением у меня проходило в два этапа.

Первый этап (репортажный) — 09 февраля 2018 года, пятница, 18.30, вечер.

Пятничный вечер на театре проходит в обстоятельствах аншлага. Труппа дает масштабную инсценировку эпического повествования об истории Среднего Урала. У кассы две очереди. Первыми обилечивают тех, кто забронировал места заранее. Потом остальных.

В фойе шампанское. Депутат ЗакСо Елена Чечунова дает интервью телевиденью. У входа директор «Варианта» Юрий Крылов встречает главу администрации Первоуральска Валерия Хорева. Пришедшая публика излучает радость. Многие на премьере встречаются со знакомыми, которых давно не видели.

Постепенно зрительская масса втягивается в зал, рассаживается в креслах. В глазах театралов радостное ожидание встречи с прекрасным. Юрий Крылов предваряет эту встречу коротким премьерным спичем. Наконец гаснет свет.

Мультимедийное оборудование, недавно приобретенное театром, сначала визуализирует Шигирского идола, а затем природные катаклизмы ледникового периода. На сцене тени изнуренных страданиями людей. В динамиках свист ветра, актеры разных возрастов имитируют движение сквозь пургу. Закадровый голос сообщает, что скитания переселенцев, бегущих от наступления великого ледника, длятся не один год. Но, как говорят пермяки: «Счастье не за горами». Ледник остановился. Река «Чу» стала пограничным рубежом между мертвыми льдами и землей обетованной. Народ, который впоследствии персонажи сего действа называют Чудью, остался у края ледника, остальные племена ушли подальше от ледяного безмолвия.

Ну а затем как, впрочем, в любой мифологии мира Чудь начинает учиться управлять водой, огнем и воздухом, постигать тайну выплавки металла из руды.

На этом мой первый визит на премьеру большой эпической драмы завершился.

Спустя час от знакомых полетели СМС-сообщения: «Ты можешь объяснить, что это было?» или «Меня хватило только на первое действие. Ушел в антракте. Демонстративно покинуть зал во время действия не позволил такт. Не хотелось никого обижать проходкой к выходу».


 

Второй этап (проникновенный) — 10 февраля 2018, суббота, 18.00, вечер.

Журналистская доля — горькая. Не хочешь вплотную соприкасаться с каким-нибудь явлением, а надо потому, что есть редакционное задание. А когда еще долетают нелестные отзывы о чем-либо, тем более необходимо самому убедиться в их обоснованности. Признаюсь, настроиться на второе посещение премьеры было непросто. Пришлось прибегнуть к совету старого коллеги. Он говаривал: «Взаимопонимание с окружающей действительностью достигается расширением сознания». Коллега пользовался универсальным «расширителем» — коньяком. Простите за откровение, но доложу, что метод действенный. «Сказания о Земле Уральской» закатывалось в мое сознание без особого сопротивления со стороны интеллекта. Поймал волну и легко сопережил вместе с участниками действа главные события многовековой истории реки Чу.

Формального открытия для меня «Вариант» не сделал. Взял на вооружение доведенную до совершенства в период социализма форму литературно-художественной композиции. Делались такие композиции на основе публицистических, документальных и научных материалов к юбилеям — обычно к очередной круглой годовщине Победы или Октябрьской революции. Обязательными участниками таких представлений были пионеры — важное звено в партийно-номенклатурной цепочке, которому принадлежит Будущее.

Дети в вариантовской постановке есть. Но нет красивого монтажа. Продуктивность литературно-художественного представления зависит от разнообразия жанров, вплетенных в его ткань. Пластических, хореографических, декламационных, кино- и собственно театральных форм. Каждый кусочек сценического действа должен быть доведен до абсолютной чистоты исполнения и ясности восприятия. А режиссерский монтаж, соединив воедино разные рода искусства, должен раскрыть нам новые оттенки смысла исторического процесса или события. Углубить наше философское  осмысление действительности. А 10 февраля на сцене не было всплесков, все шло плавненько как катание на гироскутере главного персонажа постановки — реки Чусовой. Но даже при отсутствии монтажных пиков зритель реагировал эмоционально, отдельные сцены завершались под аплодисменты.

Главный конфликт композиции, как мне показалось, — общественно-экономические процессы, которые разрушают связь с родной землей. И вполне современно и даже, не побоюсь этого слова, крамольно выглядит эпизод, в котором глава уральской семьи (исполнитель Евгений Коробьев) озвучивает мечту уехать в Крым. В землю, недавно завоеванную, и где императорским указом за труды тяжкие дарован ему надел. Уехать от исковерканной рудознатцами земли, от истрепанной индустриализацией Чусовой в места благословенные, где «палка, воткнутая в землю вечером, к утру зацветает». Ну кто из нас сегодняшних не мечтает сбежать туда, где нас нет?

В финале представления зрители аплодируют стоя. Претензий к качеству увиденного нет. Чувствуется вызревшая тоска зрителя по большому шоу, в котором есть визуализация сценического пространства, красивые костюмы, энергия музыки и театрального света. Технически «Вариант» к показу масштабного шоу готов. Теперь творческому коллективу необходимо усилие, чтобы сделать большой творческий шаг к достижению жанрового разнообразия и актерской выразительности в подобных зрелищах. И в дальнейшем давать четкое определение форме, в которой воплощаются творческие идеи. А под обтекаемым названием «проект», получиться может только нечто обтекаемое.

«Сказания о Земле Уральской» — это первая попытка «Варианта» в создании большого шоу, а первый блин, как правило, всегда бывает комом. И это не повод для уныния.


 

Фото Сергея Макарова