1232
7
0

О том, как иммигранты учат аборигенов


Немного полезностей от «Школы неравнодушных родителей»


В 2001 году просветитель и педагог Марк Пренски выделил некую классификацию: тех, кто был рожден до цифровой эпохи, он назвал «цифровыми иммигрантами», а тех, кто буквально впитал технологии с молоком матери — «цифровыми аборигенами». Отсюда — парадокс современной системы образования: «иммигранты» обучают «аборигенов», как жить в эпоху технологий. 


 Людмила Золотницкая

— Есть интересный психологический тест. Младшим школьникам и дошколятам предлагают такую задачу: на стол выкладываются картинки и нужно расположить их так, чтобы получился связный рассказ. И, что примечательно, не все с этим справляются. Это одна из особенностей современных детей — клиповое мышление. В клипе может и не быть логики: картинки могут следовать друг за другом в произвольном порядке, — рассказывает Людмила Золотницкая, руководитель Свердловского регионального отделения «Национальной родительской ассоциации» и председатель Свердловского областного родительского комитета.

Чтобы рассказать об особенностях современных детей и хотя бы попробовать научить родителей понимать своих чад, уже 8 лет свердловские общественники организуют «Школу неравнодушных родителей». Специальные лекции в рамках проекта читают психологи, адвокаты, педагоги и другие специалисты.  Мероприятия, в том числе, проходят и на площадке первоуральского «Лицея №21».

— Еще одна особенность мышления  «цифрового аборигена»  — многозадачность. Нередко можно наблюдать такую картину: ребенок делает уроки, тут же у него открыт ноутбук — он слушает музыку или смотрит мультфильм, а еще общается в соцсетях. С одной стороны, это большой плюс — «задействованы все каналы связи». Минус в том, что ребенок не концентрируется на чем-то одном и не может это глубоко прорабатывать. 

Также эксперты отмечают и то, что современным детям сложно выполнять серьезную работу — с ранних лет они привыкли получать от технологий удовольствие: яркие краски, приятные звуки, смена картинок и пр. Им быстро становится скучно — нужно, чтобы на экране перемещалось, мелькало, прыгало. Учитывая скорость появления информации во Всемирной сети и ее количество,  качественно обрабатывать ее мозгу  практически нереально. Знания, конечно, остаются, но только поверхностные.

 

Яркий пример: сейчас немало групп в соцсетях, где широко используются перепосты с цитатами и отрывками из книг. Но сами книги никто не читает. Получается такая вырванность из контекста, не хватает глубины знаний.

Другим фактором, определяющим мышление, остается психологическая зависимость от гаджетов — ребенок может испытывать страх и даже панику, если просто забыл дома телефон. Это проблема цифрового общества в целом — «быть не на связи», получается, ты выпадаешь из цифровой жизни и не сможешь вовремя ответить на звонки или сообщения друзей.


 

20 минут за компьютером в день — уже утопия.  

Учитывая особенности мышления подрастающих поколений, начинают меняться и образовательные стандарты. Их плюс, по мнению Людмилы Золотницкой, в том, что в школах обучение теперь практически-ориентированное и активное, что дает ребенку необходимые навыки для освоения будущей профессии.

При этом, педагоги, как правило, представители поколения «цифровых иммигрантов».

— Поэтому, задача нашего поколения, как я считаю, — научить детей логическому и критическому мышлению.  И показать, что реальный мир он гораздо ярче и интереснее виртуального, — рассказывает общественница. — Хотя сделать это довольно сложно. Сейчас разговоры о том, что 20 минут за компьютером в день  для ребенка — это норма, уже утопия. В первоуральской школе мы проводили опрос и выяснили, что интернет дети используют для трех целей: обучения, общения и развлечения. И если первую категорию не стоит трогать — все образовательные программы сейчас рассчитаны на технологии, то остальные две можно сократить.

 

Ничто не заменит живое, качественное и интересное общение, считают общественники. Вот уже пять лет они пытаются  объяснить родителям, чем можно заменить то время, которое дети проводят в Интернете. Рецепт прост: например, предложить ребенку позвать друзей в гости. То же самое и с развлечением —кино, театр, зоопарк, а потом пообщаться на эту тему. Или организовать выезд всем классом.


 

Ошибки родителей

Другой эксперт — доктор философских наук, профессор департамента политологии и социологии УрФУ Анатолий Меренков, который уже много лет занимается теорией развития и саморазвития ребенка,  считает, что недостаток живого общения  может сыграть  большую роль в формировании личности ребенка: 

Анатолий Меренков

 — Главная ошибка современного воспитания – это колоссально возрастающая родительская лень, — уверен Меренков. — Что легче — позаниматься с детьми, что-то вместе поделать — например, игрушки убрать, или посадить их телевизор смотреть? Или поставить ребенку в полтора года какой-нибудь мультик? В мультике происходит что-то интересное. Мультики от тебя ничего не требуют. Так потом и получается — и с компьютерами, и с телефонами… А мама, что мама? Она же может попросить тебя что-то сделать. 

По мнению специалиста, есть пять качеств, которые являются важнейшими: гордость, стыд, совесть, долг, ответственность. Если они в детстве сформируются, то можно будет избежать двух крайностей — человек не станет самоутверждаться за счет других и не будет мазохистом, который подчиняется садисту, считает Анатолий Меренков. Он выделяет несколько этапов воспитания этих качеств с самых ранних лет.


  • Два года: должен научиться чувствовать ограничения:

 

У ребенка в два года идет реализация того, что ему дано от природы. Если его с 4-5 месяцев ни в чем не ограничивают родители, то он будет вести себя так, как ему угодно. В том числе, командовать близкими.  Если приучить к ограничениям — ребенок начинает сотрудничать, перенимая те или иные навыки от них. Нужно, например, переключать внимание: «Давай сделаем что-нибудь вместе — соберем игрушки или польем цветы». Если ребенок капризничает или не слушается, нужно разговаривать с ним, спрашивая «А зачем ты это делаешь?» И обязательно рассматривать последствия его действий. 

 

  •  Три года: должно начаться формирование чувства гордости за то, что он  смог помочь кому-то:

 

Необходимо, чтобы человек постоянно не думал только о себе. Нужно научить ребенка радоваться от того, что он кому-то сделал хорошо. Это самая трудная задача. Если она решается до 4-х лет, то можем быть спокойны — малыш научится слушать других, уважать их интересы. Соотносить свои желания и желания других людей и выделять, что важнее в данный момент и думать, как сделать так, чтобы и мне, и им было хорошо. В итоге, в  5-7 лет должна сформироваться любовь к родителям.  

 

  • Семь лет: нужно научиться подавлять в себе любые формы агрессивности:

 

В начальной школе дети нередко проявляют агрессию. Просто все люди всегда находятся в иерархии. Получается так: выясняют, кто ведущий в классе, кто ведущий в компании, кто на втором месте, кто на третьем. Проблема агрессивности в начальной школе — это борьба за власть. Детей просто не научили подавлять эту агрессию самостоятельно до школы.

Как это сделать? Вот пример. После драки ставишь зачинщика перед стеной: Стукни кулаком по стенке.  Хочешь ударить? Бей. Хочешь еще? – Бей. Ударит несколько раз – больно? Больно. А тому, кого ты ударил, не больно? Думай. Тем более, что тот, кого ты бьешь, может оказаться сильнее тебя. И дать сдачи. Агрессия — это полное исключение ума. Человек руководствуется только эмоциями. И не ищет варианты решения конфликта. Если ребенка научить думать, он начнет вовремя включать рассудок и искать варианты.

 


 

Фото — интернет