727
2
0

НПК предполагает поиск истины


Как не получилось установить истинную ценность школьной научно-практической конференции


Андрей Казин, журналист

Сообщение о том, что я должен присутствовать на научно-практической конференции в школе №4 в качестве некоего эксперта прозвучало из уст редактора в почти ультимативной форме. Отказываться от предложений в подобных случаях не стоит, да и любое событие для журналиста — это повод рассказать о нем читателям. А, значит, есть в незапланированном визите практический смысл.

В ходе короткой вводной части перед началом работы конференции узнал, что мое присутствие служит подъему качества исследовательских работ учеников школы. Но при перечислении присутствующих экспертов, сотрудников вузов, осознал, что моя роль, возможно, гораздо скромнее. Тем неожиданнее было узнать, что мне поручено возглавить экспертную комиссию секции «Культурология». При том, что комиссии секций естествознания и математики возглавили товарищи с научными степенями. Поэтому я вслух усомнился в своей компетенции, но организаторы меня приободрили и благословили на первое выступление на новом поприще.

Второй неожиданностью стала информация о том, что пресс-служба городской администрации не одобряет освещение работы научно-практической конференции в прессе. Т.е. я не могу получить разрешение на общение с экспертами, детьми, представившими исследовательские работы, и с их педагогами. Ну да и это не беда. Если уж мне доверено разобраться в тонкостях культурологических исследований, то уж привычные-то запреты не станут большим препятствием для рассказа о празднике науки в отдельно взятой школе.

Рассказ о событии — дело будущего, а с трудами школьников надо работать сейчас. Стал судорожно вспоминать, кто из моих знакомых имеет диплом культуролога. Вспомнил, что это очень молодые люди, а в период моего обучения в университете такой дисциплины в природе не существовало. Сделал вывод, что Культурология — наука молодая, и о ее методологии, а также о практическом применении результатов исследований в этой области я вообще не имею представления. Но груздем меня уже назвали, хочешь не хочешь, а выкручивайся.

За основу взял установку, что Культурология так или иначе связана с общественным бытием, которое определяет мотивы и цели деятельности людей, приступил к чтению трактатов школьников с элементами исследовательской деятельности. И ощутил, что моя установка вошла в диссонанс с предложенными в работах выводами. Устные доклады ребят мой внутренний конфликт не сняли. Некоторые экспериментальные результаты подогнаны под нужные выводы. А эксперимент существует для того, чтобы его результаты либо подтвердили выдвинутую гипотезу, либо опровергли ее. А значит, всякая научная деятельность внутренне очень конфликтная сфера, предполагающая конструктивный поиск истины.

И вот тут снова хочется вернуться к началу мероприятия. В вводной части к нему прозвучала информация о том, что до недавнего времени научно-практические конференции были занятием чисто добровольным, а с некоторых пор школы обязали их проводить с привлечением учеников младших, средних и старших классов. А надо ли?

Если главная цель здесь развитие личности, а не получение нового результата, то ее вполне можно достичь в урочное время, во время которого формируется интерес к предмету, крепнут самообладание и воля ученика, т.к. все интересное надо брать силой воли. Эти качества по достижении подросткового возраста позволят ученику уверенно сопоставлять данные, полученные из разных источников, уверенно ставить эксперименты, подтверждающие известный результат, и менять его трактовку в зависимости от условий эксперимента, либо использовать свой экспериментальный материал с непредсказуемым результатом, который могут дать исследования. Тогдацелеполаганием НПК станет выявление детей склонных к научной деятельности, а не перенос в школу задач, которые решает сфера дополнительного образования.

Но это частное мнение, которое родилось в ходе разового посещения уже много лет существующего мероприятия. Возможно, я всего не уловил. Возможно есть качественный рост самостоятельности ребят в рамках школьной проектной деятельности. Но из-за запрета освещать школьную научно-практическую конференцию в жанре репортажа не получилось поговорить с педагогами школы, ребятами, защищавшими проекты, и с оценивавшими их экспертами.