313
5
0

Не всё то газон, что растет


Юрист Алексей Доровских прокомментировал первоуральские Правила благоустройства


Алексей Доровских, юрист

В 2019 году в части градостроительного кодекса грядут поправки. Касается это Правил благоустройства территорий. В Управлении ЖКХ к изменениям готовятся загодя. Пока же просят депутатов принять к сведению вносимые поправки. Депутаты принимают изменения, которые касаются ответственности за раскопки, обустройства дворовых территорий и площадок для выгула домашних животных.


 

Новость по теме:

А мешочки выдавать будут?

Как Первоуральск шагает в  ногу с градостроительным кодексом


 

Изучают документ и эксперты.

Один из них — юрист Алексей Доровских, внимание которого привлекли три момента.


 

Момент первый — злободневный.

Не всё то газон, что растёт

Это — газон

Газон (газонное покрытие) – это территория с травяным и (или) грунтовым покрытием, разделяющий проезжую часть и тротуар и (или) прилегающий к различным видам покрытий и (или) огороженный бордюрным камнем, а также покров земли, являющийся самостоятельным объектом благоустройства территории городского округа Первоуральск и служащий фоном для уличных и внутриквартальных посадок зеленых насаждений (пункт 2.4 Правил благоустройства).

Это — не газон

Вместе с тем понятие газона закреплено в ГОСТ 28329-89 «Озеленение городов. Термины и определения», которым установлены термины и определения понятий, относящихся к озеленению городов:

Газон — это травяной покров, создаваемый посевом семян специально подобранных трав, являющийся фоном для посадок и парковых сооружений и самостоятельным элементом ландшафтной композиции (данный ГОСТ введен 01.01.1991 и в настоящее время является действующим).

Таким образом, в соответствии с государственным стандартом газон — это специально созданный травяной покров (то есть травяной покров должен быть в наличии и должен быть посажен).

Тем самым газон отличается, например, от полянки, на которой самопроизвольно растет трава или другого неухоженного участка земли, заросшего сорной травой либо вообще не имеющего растительности.

Под приведенное в Правилах благоустройства понятие газона попадают участки земли с грунтовым покрытием, прилегающие к различным видам покрытий, т.е. это и обочины дорог, где водители в соответствии с Правилами дорожного движения обязаны останавливаться, а также неухоженные участки земли, не имеющие растительности.


 

Момент второй — приниципиальный.

О возложении обязанности по содержанию прилегающих территорий

Согласно п. 4.3.1 Правил благоустройства лица, ответственные за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязаны принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются настоящими Правилами.

Вместе с тем Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», допуская установление органами местного самоуправления порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, не предусматривает возложение без их добровольного на то согласия обязанности осуществлять уборку и содержание собственными силами территории общего пользования, прилегающей к границам их земельных участков.

Благоустройство прилегающих территорий должно осуществляться на принципе добровольности заключения соглашений с физическими и юридическими лицами о проведении работ по благоустройству этой территории.


 

Момент третий — понятийный.

О требованиях к витринам

Касательно содержащихся в Правилах благоустройства и приложении к нему требований к витринам следует обратить внимание на то, что витрины, устанавливаемые в торговом помещении, в том числе, для демонстрации товаров, относятся к торговому оборудованию, регламентировать установку которого и предъявлять требования к которому органы местного самоуправления не могут, поскольку правила благоустройства муниципальных образований могут регламентировать только внешний вид фасадов и ограждений.

Также следует обратить внимание, что принятие нормативного правового акта, регламентирующего отношения в сфере благоустройства территорий муниципальных образований, не предоставляет субъекту Российской Федерации полномочия устанавливать административную ответственность за нарушения в сфере общественных отношений, урегулированных на федеральном уровне.

Таким образом, отдельные положения Правил благоустройства могут воспроизводить нормы федерального законодательства, что само по себе не запрещено, однако административная ответственность за нарушение таких положений не может наступать по областному закону вне зависимости от того установлена ли ответственность за их нарушение федеральным законодателем.