689
13
0

На аукционе подрядчик должен был сразу сказать: «Я сделаю лишь бы как»


Почему проектировщик Станислав Анфиногенов считает, что нынешний ремонт дорог — это будущая проблема


Сроки ремонтов первоуральских дорог прошли. Прошлись по отремонтированным дорогам чиновники и депутаты. Как вещал местный телеканал, качество работы дорожников ежедневно проверяли и проверяют сотрудники ЖКХ. Нам не повезло — ни в первый свой рейд, ни во второй мы инспектирующих не увидели. Увидели кучу недоделок,  шероховатостей на только что отремонтированных дорогах, разрытые газоны и кучи щебня, оказавшегося не у дел. Мы даже искренне хотели поверить новому руководителю УЖКХ Алексею Ридняку и дорожникам, убеждавшим, что в легкий дождь и морось укладывать асфальт можно. Потому что специалист говорил: «В дождь нельзя укладывать только верхний слой, а дорожники кладут нижний». Не убедил.

Почему, расскажем ниже. Наш контроль — отчасти народный. Потому что полномочий у нас нет, а определенные знания — есть. Ну, и, конечно, глаза, логика и ноги, которым новый «ровный и с пятилетней гарантией» асфальт кажется слегка неровным. В общем, как обещали – мы вернулись на те же места, по которым проехали примерно месяц назад. Спутник и комментатор тот же — проектировщик Станислав Анфиногенов. 


 

Итак, Вайнера. Останавливаться можно хоть каждые десять метров. Потому что «прелести» ремонта так и просятся в кадр. Мы воду не льем, мы смотрим конкретно. 

— Конкретно. Вот такие кучи. Куда этот асфальт? Мое мнение — в конце цикла остался неотработанный асфальт, и его скидали здесь и оставили. Можно было отвезти на площадку, где они все складируют. Может, в другом месте можно было использовать. А получается, все здесь будет мертвым грузом лежать. Опять все бесхозяйственно. И таких куч по городу полно. 

А здесь что? Газон или земля-щебень? Это не просто не эстетично и некрасиво. Это неправильно.

 

На противоположной стороне, в рытвинах и грязи Станислав Анфиногенов замечает питьевую колонку. Приходится пробираться, рискуя быть по уши в глине. Неприятно. И стойкое ощущение, что после БЛАГОустройства неприятно быть не должно. 

—Колонка. Она там что делает? Если не действующая, то ее надо демонтировать. Если рабочая — сделать к ней подход, дорожку, потому что народ к ней будет ходить все равно. 

Колонка действующая. Со всеми вытекающими в виде полной к ней непроходимости. Подрядчик менял трубу, забыв о благоустройстве. Услужливые дожди замесили глину. За водичкой - только в резиновых сапогах. 

— Мое мнение — все здесь бросится вот так. Как всегда. Потому что не было никакого проекта. Была только смета. По которой очень удобно осваивать. 

— Все ждут зиму, припорошит снегом, и ладно, — добавляет коллега. 

— Сделали дорогу, сделали тротуар, а жирный кусок между — забыли? Какая мысль должна здесь воплотиться, неизвестно. Нет проекта — нет ответа. Воплотится здесь та же грязь, которую занесет снегом, она оттает. А весной, может быть, здесь засеют траву, — говорит Станислав Анфиногенов. Но «приключения» и «удивления» заканчиваться не спешат. 

—Вот, тоже, дорожку пешеходную закатали, а примыкание не сделали. Между  существующим и вновь выполненным должен быть плавный переход. Должен сводиться на нет. А сделали, как получилось. С коляской едет человек — никакого препятствия не должно быть. Кто это контролировал? 

— Специалисты, вроде, от администрации и УЖКХ... 

 —А специалисты, которые ходили, имеют техническое образование? 

— Здесь не надо образования, чтобы увидеть, что так не делается. Припорошит снегом, и запросто можно упасть. 

Холодно. И мы спешим в теплое авто. К сожалению, выходить приходится уже через пару минут. Всему виной ливневка. 

—Вот, можете любой люк сфотографировать. Они все нежизнеспособны. Потому что они выше уровня земли. А те, которые ниже, они уже забиты. При ремонте туда еще щебня насыпалось. Никто их не прочищал. Так, зачем они? Ради интерьера? 

Проезжаем мимо остановки со злополучным неправильным пандусом. Благоустройство здесь так и не сделали. По пути задаю вопросы, ответов на которые нет. Вот зачем, к примеру, между дорогой и пешеходником по всей протяженности оставили полоску земли? Газон хотели засеять, цветы высадить? Может быть, но точно не сейчас. Сейчас все уйдет под снег. 

— Дорога узкая, поток машин большой, за счет этой полоски ее можно было бы расширить. 

— Наперед, вообще, не подумали, — добавляет коллега автомобилист. 

Сбавляем скорость, ехать становится «веселее». Легкие подскоки на только что отремонтированной дороге — пока не экстремальный аттракцион. Говорят же знающие люди, что пять лет гарантии подрядчик дает. Значит, через пять и поездим на славу. Жизненный опыт подсказывает – намного раньше. 

— Дорога только что сделана. Она должна быть идеальной. А вы чувствуете? Конечно, автомобиль не новый, но тем не менее... 

И мы все еще в нескольких сотнях метров от начала пути. По левую сторону мелькает неприглядная облупившаяся стена. 

— Лучше меньше, но качественнее. Вот, опоры восстановили. Слева магазин. Если бы речь шла о благоустройстве, надо было бы заложить здесь какой-то газон. Тротуар сделать ближе к подпорной стенке. Как-то побелить эту стенку — уже был бы совершенно другой вид. А тут опять локально. Для отчета куда-то пойдет и для галочки: «Дорога по Вайнера сделана». Точку поставили. А по факту получили вот ЭТО. Деньги выделялись на обустройство по действующим законам. Закон трактует — проект, смета, качество. Вперед. Или на аукционе подрядчик должен сразу сказать: «Я сделаю лишь бы как». 

Почти плавно въезжаем, собственно, на Береговую. Те же неровности. В целом, качество на том же уровне, что и несколькими метрами ранее. Кажется, никаких неожиданностей. Но дорожники удивлять не перестают. Вырезают куски свежеуложенного асфальта на пешеходной дорожке. Картина маслом. Ремонт по–первоуральски! 

— Это тоже интересно! Нормальные люди как делают? Сначала столбики ставят, потом асфальт закатывают. Здесь опять своя технология. Мы сначала асфальт проложили, потом будем вырубать «пятаки» под столбики. Специально себе трудности создадим. Я хожу, смотрю на все это, и меня тошнит. Дороги принимать нельзя. Платить за них — тем более. Ни за одну. 

— А оплата уже была? 

— Нет. 

— Как у них принимать-то? — вопрошает коллега. 

— При приемке работ обычно делается контрольное бурение, чтобы определить прочность грунта. В любом месте. И это абсолютно нормально. 

«Удивительная» Береговая остается позади. Конкурировать в этом смысле она может только с Папанинцев, которую, на момент нашего рейда, все еще продолжают терзать дорожники. То ли рабочих рук не хватало, то ли материалов. Но рьяно за многострадальную улицу, которую давно окрестили «как после бомбежки», работники взялись ровненько в дождь и легкий снежок. 

—В дождь нельзя класть асфальт. Такой технологии не было, нет и не будет. Нельзя склеивать бумажки клеем БФ под струей воды и надеяться на результат. В принципе, такого не бывает. 

А в городе нанотехнологий не только бывает. Складывается ощущение, что именно такой погоды и ждут, чтобы усилено включиться в работу. Забыв при этом о приличном куске дороги в самом начале улицы. Логика и здравый смысл здесь полностью трещат по швам. Как вскоре треснут и новые дороги. Пока что последствия благоустройства таковы – даже при слабом дожде ближайший пешеходник превращается в огромную лужу. Часть воды стекает на Папанинцев. Потому что ремонтировать ее начали чуть ли не с середины. Автомобилисты, по-прежнему, вползают сюда с опаской и лишь через несколько метров добавляют скорость. 

— Это сюрприз водителям, называется. И чтобы люди не ходили! У меня другого  нет объяснения. Начали там копать и тут — тоже. Тут повоевали, там бросили. Такая тактика что ли? Называется — сегодня не угадаешь, где работают? 

То, что на новой пешеходной дорожке уже образуются лужи — это так, сущие мелочи. Прыгали же раньше с разбегу. И теперь попрыгают. Просто не так резво. 

Оставив машину, идем вдоль Папанинцев пешком. 

— Видите, отмостка дома вровень с асфальтом, соприкасается с пешеходной дорожкой. А где-то и ниже. Явное нарушение. Смысл отмостки — отсечь воду от фундамента. А тут ее специально направляют туда. К бабкам не ходи — закладывается будущая проблема для дома. 

—У нас был три вида ремонта. Плохо, очень плохо и безобразно плохо. Сейчас третий вариант. Четвертую степень пока не придумали. Какой бы ты не был неграмотный, если  будешь проявлять маленькое желание, будешь приобретать опыт и исправлять ошибки. И контролировать все работы надо поэтапно, а не в конце работ, перед приемкой. Сейчас контролировать уже поздно. 

«Народная» проверка прошла немногим ранее. И асфальт «проверку» не прошел. Вандализм, конечно. Но точный показатель всего происходящего. Речь о пешеходной дорожке в районе остановки на Первомайке. Фотографию нашли в соцсетях. 

— Асфальт — это довольно вязкая субстанция. Если правильно по технологии уложен, послойно утрамбован, то вы не сможете так просто взять и оторвать этот слой. Он будет кусками, слоями отваливаться. А тут — как полотно. Это говорит о том, что нет сцепления между одной дорожной одеждой и второй. 

Где гарантия, что в других местах эта сцепка крепче? Чиновники говорят, гарантия есть. Пять лет. Весной, как обычно, увидим.

 


 

Фото Сергея Макарова