325
2
0

Мёд может вылиться в очередной скандал


Деятель культуры Александр Мосунов — насчет судьбы хора «Сольвейг» и обещаний врио главы Первоуральска Игоря Кабца


 

Александр Мосунов, деятель культуры, журналист

Не могу не напомнить про «ложку дегтя» в том «мёде», который разлился по информационному полю после встречи руководителя хора «Сольвейг» Елены Шестаковой с врио главы администрации Первоуральска Игорем Кабцом.

Кратко — что произошло. Как пишет инетрнет-газета «Шайтанка.ру»:

…узнав подноготную отношений хора и Централизованной клубной системы, Игорь Кабец поручил Елене Шестаковой разработать положение о муниципальном хоре. Непонятно, правда, почему не юристам ЦКС, однако идея с приданием «Сольвейгу» статуса «муниципальный» Игорю Валерьевичу понравилась.

Руководитель хора на это откликнулась так:

— Я довольна встречей с Главой. Очень чуткий, понимающий человек. Сразу спросил, почему же я лично к нему не обратилась, когда возникли проблемы с ЦКС. Я рассказала о своей проблеме, о проблемах хора, поделилась идеей, что хор должен стать муниципальным — мы хотим и готовы выступать на городских мероприятиях. Ему идея с приданием статуса «муниципальный» для хора понравилась. Поручил разработать положение. Наверное, буду искать юристов — сама я в документах мало что понимаю.

 


 

Думаю, этого достаточно для дальнейшего «разбора полетов».

Но прежде, чем поговорим о принципиальных, стратегических вещах, отмечу один пассаж в словах Елены Владимировны. Она желает сделать хор муниципальным потому, что «мы хотим и готовы выступать на городских мероприятиях». Пардон, а до этого 18 лет своего существования хор не выступал на городских мероприятиях?  При том, что последние 8 лет сама Елена Шестакова находилась, как хормейстер, на муниципальном довольствии?

Ну, да ладно, это мелочи…

Главное заключается в том, чтобы обе стороны не обманулись в своих ожиданиях. Иначе будем ждать новых скандалов…

Что значит «муниципальный хор»? Что такое вообще «академический хор»? На эти вопросы, уверен, переговорщики во время своей встречи не ответили. Похоже, даже не задавались такими вопросами.

А тем не менее, давая «добро» на разработку документов по организации муниципального хора, Игорь Валерьевич не мог не понимать, что это новая структура, которая потребует немалых денег из городского бюджета. Это юрлицо со всеми вытекающими последствиями.

Хор "Сольвейг"

Там должен быть руководитель — директор или худрук. Если это Елена Владимировна, то она к этому не готова: «…сама я в документах мало что понимаю».

Хорошо, научится, за 2-3 года наберется опыта, если не уволят за какие-нибудь финансовые или организационные «проблемы».

Но ведь не одна же она будет в штате муниципального хора. Это же будет не просто творческое объединение, а профессиональное, то есть со штатом профессиональных певчих, концертмейстеров. А кто из нынешних пойдет на муниципальную зарплату? И скольких человек надо в хоре «посадить» на зарплату, кроме директора? Если Елена Владимировна не поет (помните, она говорила, что не может сольно выступать, давно нет репертуара?), то певцов надо принять не менее восьми, а лучше — человек 20! Почему? Такова специфика хора. Давайте просто послушаем специалистов.

Смешанный хор (наиболее распространенный тип хора, и в Первоуральске именно такой) — состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов. Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и II. Вот вам и 8 человек. Но…

На практике, если у вас вокально-хоровой ансамбль, то это от 12 до 20 участников; если камерный хор — от 20 до 30-50 участников; средний хор — от 40 до 60-70 участников; большой хор — от 70 до 120 участников; сводный хор — до 1000 участников, которые собираются на время из разных коллективов.

У нас, слава Богу, собираются создать муниципальный академический камерный хор. Пусть не сразу 50, но 20 человек — вынь да положь. У каждого должна быть зарплата, соцобеспечение и т.д. А помещение и коммунальные услуги, а инструменты, а специальные сценические костюмы, а транспорт или деньги на транспорт для передвижения и прочее, прочее…

Все это городская казна потянет?

Я предлагаю сравнить, казалось бы, несравнимое — Первоуральск и Сочи. Так вот, в Сочи только этим летом заговорили о том, что в городе должен появиться первый муниципальный театр. Вот что, в частности, говорит про это художественный руководитель театра АлександрЛухин: «Статуса ещё нет. Есть только документы. Сейчас идёт процедура оформления... Обещают, что статус будет с 2019 года, но, возможно, и раньше. Сейчас всё в финансовом управлении, там проверяют, не завышены ли расходы, штат и прочие вопросы не имеющие отношения к искусству. Что даёт статус? А что даёт человеку паспорт? Можно получать муниципальный заказ, финансирование под него, принимать участия в грантах. У нас собралась команда профессиональных актёров. Профессионалы они должны быть оформлены, зарплаты, соц.обеспечение. Художник должен быть голодным, но только духовно. Народный театр — он без обязательств. Профессиональный — это уже другой уровень ответственности, дисциплины, мастерства...».

Понимаете, если этого ничего не сделать, а просто создать под Елену Владимировну муниципальное юрлицо, дабы завершить ее периодические конфликты с ЦКС, то ни о каком профессиональном муниципальном академическом хоре не может быть и речи.

Все это я говорю не для того, чтобы усилия Елены Шестаковой пошли напрасно. Напротив, как я уже писал в материале «Сольвейг: хозяйка дома или путь солнца?», ратую за качественные перемены в первоуральской культуре. За то, чтобы такие мастера искусства, как Шестакова, имели возможность творить, выступать и зарабатывать в соответствии с новыми возможностями российского законодательства в области культуры, с новыми веяниями в культуре вообще. Как это происходит, например, в Москве, законодательнице всех модных тенденций в данной сфере — и в музеях, и в библиотеках, и в клубах… А что? Чем Первоуральск хуже, если у нас даже профессиональный театр появился раньше, чем в Сочи!

Мне бы хотелось видеть в Первоуральске не только муниципальный театр, но и муниципальный хор, муниципальную эстрадную вокальную студию, муниципальный фольклорный коллектив, хореографическую студию и многое другое. В качестве автономных или под одной большой автономной крышей…

На самом деле, у нас немало мастеров искусств, которые лично или со своими коллективами добились очень высокого признания, как в России, так и за рубежом, где представляли не только себя, а область, Средний Урал и даже страну по просьбе регионального правительства и губернатора.

А у нас, к сожалению, порой получается, что прав тот, кто умеет «перетягивать одеяло» на себя, громче кричит в публичном пространстве, счастливо выезжает из своих проблем на скандалах…

Так быть не должно. Это и не по-людски, и не профессионально.