729
21
0

Мы, художники, люди безумные


Интервью с замечательными художницами Предеиными, из которого мы так и не поняли — художниками рождаются или становятся


 

Захожу в стены родной школы — мурашки по коже. Слишком много связывает с этим местом. Спустя год ничего не изменилось — все та же атмосфера, от которой хочется горы свернуть. Сегодня для меня особенный день — я собираюсь писать материал про своих педагогов.

— Очень красивый переход, только не забывай убирать капельки! Молодец, то, что нужно! — Ольга Владимировна Предеина не сразу заметила гостей. Рядом – дочь Влада Сергеевна, моя классная руководительница.

 В этом году у Ольги Владимировны 1 курс — ребята 10-11 лет, стараются, смешивают акварель, выполняют упражнение. Спрашивают:

— А вы пришли, тоже тут учились, да? — с видом художника со стажем рассказываю про свой первый цветовой круг, пока Ольга Владимировна занята  с другими.

По стенам класса развешаны работы выпускников разных лет, выполненные в и разных техниках — замечаю знакомые имена, фамилии.

— Ой, да что мои работы, вы лучше на стены посмотрите, какая у учеников красота! — улыбается Ольга Владимировна.

Настояли на своем. Все работы — оцифрованы, в компьютере — папки с сотнями файлов внутри. Оригиналы – в творческой мастерской под скромным названием «лаборантская». Шкафы с методической литературой, гора предметов для разных композиций, папки, рамы.

Мама и дочь — как две капли воды, а подход к работе — разный.

В копилке Ольги Владимировны — живопись, графика, предметы декора. На бумаге оживает природа — цветы, реки, поля. На других работах — старинная архитектура, храмы. Много портретов.

— Раньше любила рисовать пастелью, теперь больше маслом. Пытаюсь пробовать все, искать новое. Вот: абстракция – настроение такое было, а тут – ракушку с моря привезла, почему бы не нарисовать.

У Влады Сергеевны — печатная графика, работы акварельными карандашами, маркерами, чего только нет. Сейчас занимается декором вещей, акварелью. Все – волей случая.

Зато в местах для пленэра разногласий не возникает. Порисовать на природе всегда — настоящее счастье, еще по себе помню.

— В Чусовом много красивых мест, с 2000 года выезжаем туда на пленэр. Тут как с погодой повезет, ее по оттенкам видно. Здесь дождливая была погода — темный букет, здесь солнечная — скалы, пейзаж. Под настроение на цветном фоне любим эскизы делать, на них теперь можно хоть что подложить — зиму, осень, как захочется, все что угодно. Природа всегда очень вдохновляет.

"Зачем ездить на одно место?" – спросите вы. А дело в том, что каждый раз один и тот же пейзаж получается по-разному. Тут, как настроение ляжет. Ну и природа, конечно же.

— Когда, бывает, приезжаешь на одно место несколько раз, спустя год или чуть больше – интересно потом сравнивать работы. Вот, например, Шайтан-камень – в этом году он у меня такой, а в прошлом, смотрите, какой мрачный, - с увлечением показывает Ольга Владимировна.

На работах – не только Чусовое: городские и морские пейзажи, Переславль-Залесский, Ирбит.

Кроме природы, вдохновение ищут… в интернете.

— Интернет – великая вещь! Если раньше, чтобы познакомиться с творчеством других художников, ехали в галерею, впитывали, то сейчас все под рукой. Что-то у одного мастера понравилось, что-то у другого, и из таких деталей создается что-то свое. Бывает, натыкаешься на работу, а потом пытаешься найти, кто это сделал – так понравится. Смотришь на какой-нибудь, казалось бы, обычный набросок, и понимаешь — это шедевр! Почему я так не делала? И идешь пробовать.

Пока Ольга Владимировна объясняет новое задание, Влада Сергеевна  с горящими глазами рассказывает про любимых художников, техники. Смеется:

— Мы, художники, люди безумные! Все так говорят.

К слову, когда договаривались о встрече, случайно встретившись в торговом центре, последовал следующий ответ:

— Да что про нас интересного – все в одном месте учились, в одном месте работаем!

И правда. Выпускницы первоуральской художественной школы, Нижнетагильского государственного социально-педагогического института. Только истории – разные.

Ольга Владимировна с детства была не как все: пока остальные дети бегали во дворе — читала книжки. Мама работала в библиотеке, вместе с дочкой делала стенгазеты. А потом захотелось рисовать то, что происходило в книжках, любимых героев. Так и начался путь к искусству, поступила в художественную школу. Затем – переломный момент.

— Я очень хотела в архитектурный. Но мой преподаватель, первый директор художественной школы – Владимир Петрович Домрачев, сказал: «Нет, это не твое, педагогу виднее». И я послушала. Поступила на художественно-графический факультет. Нисколько не жалею. Там была прекрасная атмосфера, преподаватели, дали путевку в жизнь. Мне нравится то, чем я занимаюсь. Никогда не хотелось уйти.

Влада Сергеевна — художница в семье художников, преподаватель в семье преподавателей. На вопрос – «Влияли ли родители?» — ответ: «А как же без этого!»

— C детства меня приводили в художественную школу, все вокруг меня рисовали, и я рисовала. Так что влияние, в какой-то степени, было. Думала, с чем связать свою жизнь, поняла – от этого я получаю удовольствие, в этом направлении хочу двигаться дальше. Обучение не обязательно пророчило будущую работу преподавателя, нет. Но, пойдя в магистратуру, нужно было делать выбор. И я сделала. Практику отрабатывала в Черноисточинской художественной школе 1,5 года.

И теперь — здесь. Целая династия.

Ольга Владимировна работает в школе уже 30 лет. За столько времени научилась видеть детей насквозь, находить к каждому подход. Для нее важнее не стандарты, а импровизация. И детям нравится. В программе не только работы за мольбертом, а еще и такие техники как батик, валяние, гобелены, смешанные техники.

— Не бывает такого, чтобы ребенок не умел рисовать! Все дети умеют и любят рисовать. С возрастом пропадает это желание, потому что ребенок понимает, что так, как хочется, не получается – а хочется быстро и легко. Нет желания преодолеть себя. Тогда появляется другая сфера деятельности, где успех получается найти быстрее. А если есть желание – то движется дальше в этом направлении.

Чтобы было интереснее рисовать, а работы получались красивее – интересной формы посуда, куклы, муляжи овощей, которые так и хочется съесть. Даже вьетнамский зонтик есть. На столе – перышки, тоже для работы. Как говорит Ольга Владимировна: «Все, что под ногами валяется, все – для изучения».

Выпускников за годы работы так много, что даже не припомнить. На рабочем столе компьютера – список по годам, кто куда поступил, дипломы с выставок.

Влада Сергеевна, придя работать в школу, успела выпустить только один поток. В числе выпускников — я. Но все еще впереди. Сейчас занимается воспитанием дочки и… нижнетагильской росписью. Без этого никуда. Обещает – влиять на ребенка не будет. Но и отговаривать, понятное дело, тоже.

Признается – всегда было легко работать с детьми.

Стою, начинаю осознавать. Да, это мои преподаватели — интересные, обладающие безграничным талантом, идущие вперед. У них училась я. И еще около сотни таких же учеников, выпускников. Которые так же, как я сейчас, говорят «Спасибо» и бесконечно гордятся.


 

Фото Дмитрия Рудика