999
11
0

Быть первыми — красивая легенда. Не более


В Первоуральске состоялся уже пятый круглый стол, посвященный развитию туризма в городском округе 


 

 

Жанр мероприятия определили как креатив-сессию. Заместитель главы администрации по стратегии и инвестициям Дмитрий Зайцев напомнил участникам, что сессия имеет своей целью подготовку презентационного материала для участия в областном форуме «Большой Урал». Он будет посвящен развитию туристического бизнеса в нашем регионе.

— На мой взгляд, Первоуральск обладает хорошими возможностями и преимуществами для развития туристического бизнеса — это горнолыжные комплексы и экопарк на Чусовой. Предлагаю устроить мозговой штурм и сверстать идеи в основу концепции, с которой мы выйдем на «Большой Урал», — завершил свое напутствие «генераторам идей» Дмитрий Зайцев.

Среди участников мозгового штурма присутствуют представители власти, предприниматели, педагоги, туристы, работники культуры и общественники. Из них формируют 4 команды по произвольному принципу. Каждая из команд должна составить список объектов для туристического показа и туристических маршрутов. Этот список обязан позиционировать Первоуральск как населенный пункт, интересный для иногородних туристов. Акцент необходимо сделать на людях, которые вынужденно прибывают в наш город (командированные специалисты), транзитные визитеры и жители соседних городов, у которых присутствует интерес в посещении Первоуральска.  На все отводится два часа.

Первые пятнадцать минут даются командам на то, чтобы составить список гостей города по категориям.

 

Мария Кульбицкая

В это время модератор креатив-сессии Мария Кульбицая объясняет журналистам, зачем нашему городу участие в форуме «Большой Урал»:

— Это комплексный вопрос. И ответ на него должен быть комплексным. Во-первых, это имиджевая составляющая. Все города себя позиционируют — Нижний Тагил, Каменск-Уральский, и очень хочется, чтобы Первоуральску было что показать для привлечения в город туристических потоков. Это важно и для бизнеса, и для имиджа. А областной форум проводится для того, чтобы власть, бизнес и представители туристической отрасли встретились на одной площадке и обсудили стратегию развития туризма на территории.  

К этому времени первая группа подготовила список гостей города по категориям. У них получилось 10 категорий:

  • Родня и друзья жителей
  • Командированные специалисты
  • Транзитники
  • Спортсмены
  • Дачники
  • Дети из загородных лагерей
  • Пациенты профилакториев
  • Иногородние абитуриенты
  • Гости ИКЦ
  • Гастрольные группы артистов и иноязычные иностранцы

 

Константин Дрыгин, предприниматель

Вторая группа сократила список потенциальных туристов до 5 категорий:

  • Организованные семейные и детские группы
  • Дикие туристы, родственники и друзья
  • Командированные специалисты, спортсмены и болельщики
  • Корпоративные командные выезды
  • Оздоровительный туризм

Остальные два списка в той или иной степени повторили предыдущие.  Следующие 20 минут участники креатив-сессии определяли центры притяжения, которые нужно показывать на территории Первоуральска выделенным категориям туристов.

Жанна Краевская

Жанна Краевская, руководитель детского туристического клуба «Абрис», представила список объектов, которые на протяжении многих лет эксплуатируются в качестве целей пеших походов:

  • Гора Волчиха, как объект истории краеведения
  • «Тропа трех обелисков Европа-Азия» (старый обелиск — стела — обелиск на станции Вершина)
  • Тропа «Северная окраина»
  • ИКЦ — точка откуда взял свое начало Первоуральск
  • Маршрут «В гостях у соседей» (Билимбай — Семь братьев)
  • Пристани на Чусовой

Еще Жанна Матвеевна высказала идею создания единого городского музея, где могут быть собраны экспозиции ведомственных музеев. Это, по мнению Краевской, даст новый толчок развитию городского музейного дела, объединив в себе историю промышленных предприятий, войны, спорта, архитектуры и литературы. Кроме того, Жанна Матвеевна особо обратила внимание на необходимость сохранения и реставрации тех немногих исторических зданий, которые еще остались на территории нашего городского округа.

Следующие группы говорили о необходимости развития туристической инфраструктуры. Также вспомнили об истории поселка золотодобытчиков Пильная, о Коуровской обсерватории, о «Белой металлургии», «Хаски-Парке» и веревочном городке. Неожиданным стало предложение создать в хромпиковском парке аллею Дятлова, недалеко от школы №12, где он учился.

Николай Мотолинец

Николай Мотолинец, предприниматель и общественный деятель из Бисерти, немного отвлекся от мероприятия и рассказал о задачах, которые он ставит перед собой, участвуя в креатив-сесии.

Я жил до 2001 года в городском округе Первоуральск, регулярно здесь бываю, знаю туристические маршруты, которые округ может предложить. Сам я хочу развивать туристическое направление в нижнесергинском, бисертском и шалинском районах. Но особенно в красноуфимском — там дно бывшего океана, а возвышенности — это бывшие коралловые рифы. Сегодня мы говорим о «Большом Урале», и моя задача посмотреть, как намерены работать соседние территории, и подсказать свои идеи. Я хочу подкинуть идеи, которые мы можем использовать сообща. Не может быть так, что в одном районе есть туробъекты, а в соседнем нет. Нужно формировать туристическую среду всего Западного округа. Надо найти комплекс мест, которые будут интересны россиянам и зарубежным гостям. Когда я заинтересовался горнозаводской архитектурой, то начал с приобретения объектов недвижимости — демидовский заводик в полуразрушенном состоянии, дома с интересными кирпичными фасадами. Покупки недорогие, но все это, конечно, требует реставрации. Потом выкупил земельные участки для создания туристической инфраструктуры. А дальше встал вопрос, почему бы не объединиться с соседними турбазами для создания некоей системы единого функционирования. А главный наш бренд — уральские горы. Это уже звучит громко и привлекает интерес, но не деньги. С деньгами трудно, их нет ни от банков, ни от государства. Есть только понимание, что как-то туристическую отрасль необходимо развивать. Надо начинать работать. Начнешь работать, впишешься в концепцию, будешь зарабатывать.

Данила Шестаков, активист движения «Город первых»

Тему «первости» применительно к Первоуральску предложил развивать Данила Шестаков — активист общественного движения «Город первых».

 —Первый на территории Европы, первая стела Европа-Азия, первый реактивный самолет, первый трубопрокатный завод, Чусовая — первая транспортная артерия для доставки металла в центральную Россию, — перечисляет Данила.

В это время Жанна Краевская сокрушенно качает головой. Поэтому, нам интересно выслушать ее мнение.

 

— Если мы выходим на позиционирование города как первого, то должны изучить документы. Первые в Европе относительно какой границы? Ревда и Стамбул тоже первые. Турки точно возмутятся, если к нам приедут. Далее, первый реактивный самолет. У нас была разработка реактивных двигателей на эвакуированном предприятии. А ракетостроение началось до войны и не у нас. Самолет, на котором разбился Бахчиванджи, был далеко не первым реактивным. Читайте историческую литературу. Надо быть очень аккуратными в предложениях. Концепция должна подтверждаться. Быть во всем первыми, конечно, интересно. Это красивая легенда. В Богдановиче, например, живет легенда об уникальной богдановичевской картошке. Но они действительно вывели свой сорт. На туристических объектах угощают своими картофельными драниками. Это их кулинарная изюминка. А что у нас есть первого? Вот наш руководитель лесничества Никитин первым в России начал сотрудничать с Лесотехническим институтом в целях ведения лесного хозяйства. Первым пошел против системы, начал во время войны борьбу за сохранение сосен Строгановской рощи. Миль, который конструировал в Билимбае вертолеты, чуть было сам не расстрелял молоденького Никитина, который не отдал ему деревья на Могилице для строительства. Это было противостояние упертых титанов. Вот вам история, вот вам огромные личности, вот вам доказательство первости. И вот для чего нам нужен общегородской музей, чтобы собрать там всю историю Первоуральска. Снесли у стелы Европа-Азия здание, а в нем на въезде могли сделать небольшую экспозицию для знакомства гостей с интересными объектами и связанной с ними историей. Я пришла в туризм из науки, и для меня важны факты, а не притягивание идеи за уши.

 

В завершение креатив-сессии мы попросили итоговый комментарий у модератора мероприятия Марии Кульбицкой:

— На выходе мы получили перечень объектов притяжения, перечень идей, как позиционировать Первоуральск в целом. Был дан перечень видов туризма, которые актуальны для Первоуральска, по мнению участников мероприятия. И перечень целевых аудиторий, для которых актуально посещение нашего города. Сейчас необходимо все собрать и продумать презентацию концепции, с учетом требований, которые предъявляются к участникам форума «Большой Урал».


 

Фото Сергея Макарова