320
4
0

Мое решение от школы держали в секрете


Студентка Специализированного учебно-научного центра УрФУ Анастасия Антошина поделилась своими впечатлениями от обучения в среде молодых дарований


 

СУНЦ (Специализированный научно-учебный центр) создан в 1990 году как структурное подразделение вуза.  В настоящее время СУНЦ имеет в своем составе 8 кафедр, укомплектованных профессорско-преподавательским составом УрФУ и учителями. Обучение проводится по авторским нетиповым программам. Столичные аналитики пришли к выводу, что выпускники свердловского лицея СУНЦ наиболее успешно поступают в лучшие университеты страны.

Анастасия Антошина, студентка СУНЦ УрФУ

— Анастасия, как пришло решение продолжить обучение за пределами Первоуральска?

—Моя сестра по окончании 9-го класса намеревалась поступать туда. Но потом передумала. От нее я и узнала об этом учебном заведении. А через полгода, зимой, я поехала на областной этап олимпиады по русскому языку. Там познакомилась с ребятами, которые учились в СУНЦе. Моя учительница, Татьяна Михайловна Абросимова, посоветовала мне попробовать поступить туда. О том, что я буду пробовать, знали только три человека — я, учительница и моя мама. Держали в секрете. В школе к переходу в другое учебное заведение относятся резко. Стараются отговорить. Подала заявку на участие во вступительных испытаниях через интернет. Выбрала социально-гуманитарный профиль. Было три экзамена — история, обществознание и русский с литературой вместе.

— В какой форме проходят вступительные экзамены в СУНЦ? Сложности возникли?

— Вход на экзамен по паспорту. По русскому и литературе нам выдали на выбор пять тем, и мы писали сочинение. Я выбрала трансформацию литературного героя в произведениях Грибоедова, Пушкина и Лермонтова. А по истории сначала был тест с вариантами ответа, потом предлагалось узнать по фото памятник или определить по карте страну и какому веку соответствует ее расположение в указанных границах. Кроме того, надо было написать эссе. Я подготовку откладывала по разным причинам, в итоге приступила к ней за пять дней до первого экзамена. Была удивлена тем, что сдала историю. С ней у меня отношения были не очень. И мне казалось, что все будет сложнее. Но по результатам испытаний поступила.  

— А достаточно ли комфортно чувствует себя школьник в СУНЦе?

— Первый месяц было очень сложно адаптироваться в новой среде, в новом коллективе. СУНЦ очень отличается от обычной школы. Преподаватели там университетские. Уроки ставятся парами. Отношение к учащимся как к студентам. Обучение лекционное. Спустя год преподаватель даже имя твое может не вспомнить. Мне к этому было сложно приспособиться. И дети там другие. Отбираются самые одаренные. Каждый чем-то интересен и увлечен. Все со своей особой изюминкой. Такого в школе нет. Я поняла, что сделала правильный выбор только через год. Это новый опыт, новый способ обучения. Больше времени уделяется профильным знаниям. Это гораздо интереснее, чем учёба в лицее.

— А были сложности с усвоением знаний по предмету в связи с лекционной системой преподавания?

— С литературой первое время было сложно. Там требовались теоретические знания, которых в школе нам не давали совсем. Но это было ни у меня одной. Надо отдать должное преподавателю. Он это заметил и посоветовал необходимую литературу, и, благодаря самостоятельному обучению, мы через два месяца все были на одном уровне. А профильность обучения дает возможность углубленно заниматься тем, что тебе действительно нравится. Физику, математику и информатику мы изучаем очень поверхностно. Только основы. Истории у нас восемь часов в неделю, а физики всего два. Вот такое соотношение.

— А сколько внимания уделяется языковым дисциплинам?

— В начале обучения нас сразу протестировали. Я попала в середнячки по знанию иностранного языка. Английский нам преподают пять часов в неделю. Это очень углубленный подход. Было сложно. Но преодолела разрыв. Кроме того, есть бесплатные курсы итальянского, испанского, французского и немецкого языков. Это занятия во внеурочное время. Каждый может выбрать второй язык для изучения.

— Семинары в какой форме проходят?

— Семинар может объединять две дисциплины, например, обществознание и литературу. Задается тема, связанная с конкретным литературным героем, и дается возможность проанализировать, как сложилась бы его судьба в различных общественных условиях. Брали Раскольникова. Изучали уголовный кодекс различных эпох. Но главным образом, той эпохи, в которой жил Раскольников, и сравнивали с текстом. Отслеживали соответствие литературного сюжета реальности того времени. То же самое проделывали с антиутопиями. Такое изучение дает возможность видеть авторский подтекст. Это интересно, когда перед тобой не только реальность, созданная писателем, но еще и параллельно существующая реальность. Еще мы соотносим исторические процессы, которые происходили в разных странах на одном промежутке времени. Состояние экономики и права. Оттуда возникают параллели с современностью. Я совсем по-другому стала смотреть на мир. Из детского восприятия перешла во взрослое.

— Сейчас ты себя пробуешь в журналистике. Комплексный подход к предмету изучения помогает тебе в освоении этой профессии?

— Сначала я вижу образ, потом начинаю думать, как это подать, затем появляются слова. Это то, что у меня появилось. Мелочь начинаешь связывать с глобальными явлениями. Происходит сортировка необходимой информации.  Лишнее отсекается. И получается то, что нужно. То, что отсечено, откладывается на потом.

— Каковы планы на будущее?

— В следующем году мечтаю поступить в московскую Высшую школу экономики. Там есть журфак. На экзаменах потребуются знания русского языка и литературы. Я изучила программы многих университетов. В ВШЭ идет не только изучение профессии, там образование сопряжено с политикой и экономикой. Это не классика, это подготовка современных специалистов.


 

Фото Сергея Макарова