467
21
0

Мир сквозь VR очки и Пикассо вам в помощь


В первоуральской школе открылся новый класс технологии, нашпигованный инновациями


Одной моей знакомой отец в свое время сказал: «У человека должно быть какое-то ремесло, чтобы он, в случае чего, всегда мог этим заработать». Ремесло мне давалось туговато. Шить  и вязать нужды не было: мама — рукодельница. Не то что потом нужда появилась, но уметь зарабатывать чем-то, кроме сочинительства, было бы совсем неплохо. Хотя бы в плане разнообразия. Похоже, у ребят из школы №1 градус любви к ремеслу, определенно, возрастет. Им первым в городе подарили новые классы технологии, начиненные современным оборудованием.


 

Торжественность отчаянно витает в свежем воздухе просторных светлых помещений. Одни старшеклассники, одетые по всей форме, встречают нас у входа в новые кабинеты технологии, другие уже заняли учебные, больше похожие на рабочие, места. Напряжены. Не каждый день в школу приходят областные депутаты, первые лица города и высаживаются целые десанты журналистов.

Без красных ленточек и вступительных речей гораздо лучше. Тон общению и формату мероприятия задает депутат ЗакСо Алексей Дронов, при немалом участии которого Первоуральск заслужил иметь в своих школах такое удовольствие, как ранние центры профориентации. За казенным названием стоят современные станки, 3D–ручки и принтеры, автоматические швейные машины и индукционные варочные поверхности. Школьники дождаться не могли, когда смогут все это увидеть своими глазами и пощупать своими руками, говорят педагоги. Всем приглашенным сегодня тоже можно брать, надевать, рисовать, задавать массу вопросов.

В мастерской для девочек задерживаемся ровно на пару минут. Вгоняя юных швей в краску, Алексей Дронов пытается вникнуть в тонкости мастерства:

— Вам знакомы эти агрегаты или только сегодня подключили? Это вы сегодня уже нашили?

— Мы тренируемся, изучаем швы и лапки. Сегодня успели, — отвечает самая смелая Лиза Могильникова.

«Мальчишеский уголок» интересует несравненно больше. При входе практически сразу натыкаемся на ...Эйфелеву башню.  С помощью 3D-ручки два молодых человека воспроизводят еще один экземпляр.

— Я своей дочке покупал такую ручку. Пытался освоить, у меня получалось значительно хуже. Почти не получалось...

— Как раз эти навыки и приобретают здесь. Учатся моделировать, потом поступают на специальности, связанные с архитектурой и дизайном, — комментирует по ходу перемещения мастер производственного обучения.— Мы очень тесно сотрудничаем с Образовательным центром ПНТЗ, с ПМК. И будем продолжать. На данный момент здесь присутствует мастер производственного обучения. Объясняет нашим будущим выпускникам работу на стендах. 

—Раньше в учебном курсе были такие занятия?

—Нет. Эти стенды в основном ориентированы на уровень техникума и института. Здесь ребятам дадут базовые знания, чтобы они определились с дальнейшим направлением. Занимаются учащиеся  8-9 классов.

Виртуальные очки — следующий объект повышенного внимания. Студент Сергей Паталаха  охотно отдает «игрушку» гостям. Говорит, с этим аппаратом подружился за пару часов. Управлению обучиться можно и вовсе минут за 10. По сути, перед нами виртуальные руки. И гайки ключом крутить не надо.

— И чем я буду заниматься? Это стандартный робот KUKA, и я его сейчас обслуживаю. И подсказки выходят. Ну, это вообще...!

— И VR-очки детям особенно интересны. Это не игрушка. Закачиваются спецпрограммы, которые помогают понять механизм работы, помогают, например, роботов и обслуживать, — поясняет мастер, — сложное оборудование нужно обсуживать со специальными навыками. Если не знаешь, как и куда подойти, можно сломать. А еще на производстве много опасного оборудования. И такие очки помогают получить базу, как обслуживать такое оборудование. В машиностроении тоже применяется виртуальная реальность. Создается модель машины. Можно посмотреть, где, что добавить или убрать. Можно там исправить и перенести в реальную жизнь.

Управлять процессом на безопасном расстоянии, конечно, круто. Но до полной роботизации еще далеко. И главный инструмент — руки — по-прежнему, в цене. В производственной части класса школьники, как раз, и занимаются кропотливым ручным трудом, но уже на универсальных станках со слесарными и столярными тисками.

— Я делаю соединение по заданию. В итоге нужно сделать рамку. До этого все было по-простому. А здесь все новое, удобное и необходимое. Тиски, полочки, ящички и свой набор инструментов, — говорит восьмиклассник Егор Емельянов.

— Нам очень повезло, что именно нашей школе выделили деньги на все это, — радостно делится другой старшеклассник.

Все лето в 1-й школе велись грандиозные работы, курировал которые непосредственно врио главы Первоуральска Игорь Кабец. Только оборудования закупили на 11 миллионов. Вместо мужской мастерской и нескольких классов в этом крыле появилось три мини-цеха. Специалисты, помогающие разобраться с новинками, пришли из Образовательного центра ПНТЗ, а деньги – из области.

— 1 школа — это первый объект в муниципальной программе по развитию среднего образования. Начали мы примерно 4 года назад с комплексного приведения территории в порядок с освещения, ремонта крыши, системы отопления, туалетов, кабинетов. И, наконец, пришли к сетевому наполнению учебного процесса, — начинает официальную часть Алексей Дронов, выступая сразу в двух лицах – как депутат ЗакСо и как технический директор ПНТЗ. — Год назад мы защитили муниципальную субсидию на выравнивание, на создание классов ранней профориентации. Первые в области получили 44 миллиона рублей на создание кабинетов уроков технологии в школах. Вчера прошла согласительная комиссия в Минфине, на которой этот опыт был признан успешным. И на следующий год Первоуральск уже защитил новую субсидию на 40 миллионов. Это значит, что такие кабинеты будут появляться и в других школах.

—Мы понимаем, какие нам понадобятся специалисты через год, два, пять. У нас есть пятилетняя программа, которая предусматривает трудоустройство более тысячи  ребят, которые сегодня учатся в 7-9 классах. Мы понимаем какие нам понадобятся технологии, поэтому, совместно с администрацией, как градообразующее предприятие, участвовали в создании этих программ. Вы видите, что сегодня здесь присутствуют и мастера производственного обучения из ОЦ. Считаю, что это абсолютно успешный опыт. Более того, хотел бы отметить, что по  доступности, качеству и технологиям прервоуральское образование — и основное, и дополнительное — является одним из передовых в области, на мой взгляд. Я абсолютно доволен, отдельное спасибо Министерству образования и Министерству финансов, что поддержали нашу идею.

— Мы первыми реализовали проект «Будущее белой металлургии», первыми в стране открыли такой профорентационный кластер, который будет дальше масштабироваться и в городе, и в стране, - добавляет Диана Матвеева, руководитель проекта «Будущее белой металлургии» на ПНТЗ. —  Мы, как шефы, обязательно возьмем все производственные процессы под контроль, будем стараться выделать наших мастеров с регулярностью, чтобы еще в школе ребята получали очень качественную профориентацию. Мы привезли еще подарки – три дерева, которые подарили этому мини-образовательному центру. Они будут символизировать непрерывный рост и развитие.

—Кабинеты укомплектованы в соответствии  с самыми современными требованиями. Думаю, каждый школьник найдет здесь себе занятие, определит направление и в дальнейшем пойдет по выбранному пути. В этом году мы откроем три кабинета и начнем оборудовать шесть кабинетов в сельских школах. На следующий год планируем открыть четыре кабинета в городе и закончить комплектование кабинетов в сельских школах. В итоге 100% -е оснащение кабинетов технологии, — на более чем оптимистичной ноте завершает официальную часть врио главы Игорь Кабец.

Официальные гости покидают современные мастерские. Мы, пользуясь возможностью, просимся на более углубленную экскурсию. Мастера производственного обучения охотно рассказывают обо всем, в том числе, и о послужном списке.  Учить мальчиков всем техническим премудростям будет женщина. Ирина Валерьевна Паталаха. Долгое время она работала в политехникуме, после чего  снова вернулась в школу, но уже не к тому оборудованию, с которого начинала.

— У меня у самой два сына, и все работы мы делаем совместно и с ними, и с мужем. Молоток я держу в руках лет с 12-ти. В моем роду было больше женщин. Папе помогали всегда, и я взяла на себя эту ответственность. И мне это нравится. Создавать что-то. У меня две рабочих профессии – швея и токарь. Мне понравилось работать с металлом, обрабатывать на станках детали. Выучилась на технолога, потом уже в РГППУ профессию выбрала, связанную с металловедением.

Ирина Паталаха считает, что новое оборудование станет для учеников большим стимулом. Шутка ли, старшеклассники ждут теперь уроков технологии, как манны небесной. Интерес к ремеслу возрос многократно.

— Вот наша гордость. Токарный станок с ЧПУ (числовое программное управление). Учебное оборудование, абсолютно безопасное. Наши ребята в прошлом году уже посещали Образовательный центр и начальные навыки уже получили.

— Это из 3D-принтера Пикассо (PICASO) фигурки. Изначально нужно задать программу. Вообще принтер предназначен для того, чтобы изготавливать вышедшие из строя, утерянные  или снятые с производства детали.

 

В стенах нового мини-центра школьники смогут получить начальные навыки по 16-ти профессиям. Обучаться параллельно с ними будут и мастера. Навыками работы на оборудовании с ними будут делиться преподаватели Образовательного центра. Предполагается, что они будут сюда приходить 2-3 раза в неделю.

— Это пилотный проект. Мы первая школа. Возможно, исходя их этого, с нас первых начинают внедрение нового подхода. Конечно, это повышает престиж школы.  Помимо того, что у нас очень крепкий коллектив.  Каждый год количество учащихся увеличивается на 10%. Дети целенаправленно идут к нам. Что касается центра ранней профориентации, то здесь, помимо занятий, будут проводиться мастер-классы и деловые игры, — не скрывает радости и гордости за школу директор Ольга Молчанова.

На «сладкое» идем на современную просторную кухню в сопровождении мастера Ольги Волобуевой. Восьмиклассницы как раз сервируют стол.

— Урок этикета  входят в обязательную программу. Вообще, уже в пятом классе девочки разрабатывают «кухонный» проект, с чертежами, с выбором цветовой гаммы и отделочных материалов. Тогда же изучаем тепловую обработку овощей.

Ольга Петровна ведет нас к «сердцу» кухни – варочной индукционной панели. Вода в кастрюле закипает на раз.

— Современное оборудование требует определенного подхода. Индукционные варочные поверхности, например, требуют знания физики. Варочная поверхность всегда остается холодной, а вода нагревается мгновенно. Быстро, вкусно и безопасно.

 

Как человек, которому в этом пространстве предстоит проводить много времени, Ольга Волобуева ждала окончания ремонта не меньше учениц. Надеется, что девочки в этой современной красоте станут более хозяйственными. Полюбят готовить и шить. Швейная мастерская – отдельный повод для гордости. 15-ть, укомплектованных автоматическими машинами и раздвижными столами, рабочих мест. В стенах этого помещения заключен весь процесс создания изделия – от и до.

— Машинки компьютеризированы. 48 операций заложено. Полностью автоматическая петля трех видов – квадратная, полукруглая и с глазком. Манекены раздвижные, можно задавать параметры на любую фигуру. Они и для примерки и для снятия мерок. Есть оверлок. Девочкам очень интересно. Есть еще и внеурочная деятельность  у нас, дополнительное образование. Они приходят на кружки, мы изучаем другие виды прикладного искусства. Есть очень заинтересованные дети, готовые в дальнейшем стать модельерами-конструкторами.

На базе первой школы новшествами будут пользоваться и ученики других образовательных учреждений. Договор о сетевом взаимодействии заключен со школами 7, 16,20,28 и лицеем 21.

 

Фото Анастасии Нургалиевой