593
10
0

Машины времени


Первоуральцы реставрируют старые автобусы и мечтают о музее ретротехники


 

Все для того, чтобы создать «музей на колесах». У реставраторов уже восемь экспонатов — среди них «ЛиАЗы», «Таджикистан», «Икарус» и другие модели. Их выкупали в пассажирских АТП, вытаскивали из садов и огородов.  Чтобы восстановить раритеты, энтузиасты не жалеют ни времени, ни денег — автобусы хотят превратить в передвижной кинотеатр и музей советского быта. Пока же будущий музей — это стоянка под открытым небом. Раз нет своего места, транспорт стоит на садовом  участке в поселке Решеты.


 

Семен Исаков, реставратор автобусов 

— Я ехал в Ревду по делам. И увидел, что советский общественный транспорт там сохранился. Еще ходили старые «ЛиАЗы» (производства Ликинского автобусного завода в Московской области — ред.). И я вспомнил ощущения из детства — теплые такие — когда ехал на таком. У меня дед был водителем автобуса. И он всю жизнь на таком проработал. Он мне все про них рассказывал — я не понаслышке много знаю об этих автобусах. Я несколько раз потом в Ревду специально приезжал, чтобы на них покататься, вспомнить эти ощущения. Думал, что у меня совсем крыша поехала,  — улыбается Семен Исаков.

Ему 24, учится в магистратуре, работает по специальности «Мастер леса». И всё свое свободное время посвящает хобби — реставрации автобусов.

Автобусы на съемках фильма

А это — в гостях в Первоуральске

Оказалось, катался на ретро-автобусах Семен не один. Там же, в Ревде, он познакомился с будущим «старшиной» реставраторов — Сергеем, водителем одного из стареньких 677-х «ЛиАЗов».Мужчина принципиально работал только на этих автобусах. А когда уволился, выкупил свой служебный автобус. Можно сказать, старого товарища. После — и все остальные марки «ЛиАЗ» в ревдинском АТП.

— Сейчас он у нас самый опытный специалист. Сергей в свое время устроился в Ревду специально, чтоб ездить на этих «ЛиАЗах». Пришел, говорит, хочу работать на таком. На него все смотрели, у виска крутили. Уж не знаю, что они подумали, когда он выкупил все.

Один автобус был из Первоуральска — хотя в этом городе все такие пошли на металлолом. Он попал в Ревду. Проездил до 2013 года, а потом оказался в коллекции нашего наставника. У него таких четыре. Сергей называет их «луноходы». А мы за год купили еще несколько автобусов – «Таджикистан», «Икарус» — пригнали из Когалыма, старый «ПАЗик» 1971 года с панорамными стеклами на потолке. Такого даже нет в Москве, нам удалось его выхватить.

 

Потихоньку своим хобби реставратор заразил всю семью. Жена сначала ворчала, куда этот хлам. А потом и сама начала помогать – муж не пьет, делом занят, хорошо. Начали откликаться единомышленники — сейчас их 7 человек. У каждого свой автобус, который каждый по-своему хочет восстановить. Семену достался «Таджикистан» — в свое время такие выпускал Чкаловский авторемонтный завод. Но Семен планирует поменяться с одним из участников группы и достать себе новый раритет. 

Среди реставраторов одна девушка. Она — хозяйка автобуса, который водил ее отец. Он всю жизнь проработал в Ревде, колесил на стареньком «ЛиАЗе». И умер за рулем, выполняя очередной рейс.

 

Автобус, за рулем которого умер водитель

 — Этот автобус мы храним как память. Человек был в возрасте, 70 лет. И у него случился сердечный приступ прямо на работе, за рулем. Он скончался еще до приезда «Скорой помощи». При этом успел развернуться, остановить автобус, высадить пассажиров. Но сам потерял сознание, его не смогли спасти. И ради того, чтобы сохранить память о нем, мы и реставрируем этот автобус, — рассказывает Семен.


Сейчас реставраторы ищут старые автобусы по всему региону. Чаще всего находят на садовых участках. Такие называют «сарайками» — стоят, ржавеют под открытым небом. В них хранят дрова, садовый инвентарь и прочие полезности. Некоторые попадаются в хорошем состоянии. Как, например, ЛАЗ — фестивальный автобус Львовского завода. Его везли специально для московского реставратора.

 

Фестивальный автобус Львовского завода

— Мы хотели этот автобус купить себе. Это был уникальный экспонат — там  панорамные стекла на потолке, потрясающая сохранность. Стоял он в Новоуральске, использовался как сарай для дров. Но кто-то залил фото в сеть – и молва до самой Москвы дошла. Цена взлетела до небес. И за обычный  «сарай» просили 200 тысяч и даже больше. В итоге этот автобус увидел один реставратор, нас нашел — те люди, которые такими вещами занимаются, нас знают — и сказал, помогите мне его пригнать в Москву. А я помогу вам. Поддержу в  соцсетях, в группу народ начнет добавляться. Мы и согласились. 

Автобус стоял в каком-то коллективном саду огороде.

— Хорошо, что на самом въезде – мы помогали московским ребятам тогда, когда они его из земли тянули. Приехал тягач, его толкали. Двигателя нет, подвеска всё. Еще бы
— техника простояла столько лет. Но ощущение такие, как будто едешь в настоящем. Как машина времени. Мы поставили автобус на трал – и довезли.

Фестивальный автобус Львовского завода

Реставрация — дело затратное. И по карману очень обеспеченным людям. Хотя первоуральцы умудряются что-то делать и с минимальным количеством средств. Покупают автобусы по цене металлолома —тысяч 50-70 за штуку. Это в лучшем случае. А вложить нужно в разы больше – чтобы восстановить и обивку салона, и проводку, и освещение. Пока готов только один «выставочный экземпляр» — «ЛиАЗ». Такие ходили по Первоуральску в 1970 - 2000-х. Его вывозят на ретро-мероприятия. Например, были в прошлом году на  выставке техники в Екатеринбурге в  честь Дня города.

 

— Десятки тысяч людей о нас узнали, увидели. У всех разные воспоминания об этом автобусе.  Кто-то сразу вспоминает негатив — мол,вот, я на нем ездил, там воняло бензином, куча народу, толкотня. Забито с утра. Такие «ЛиАЗы» раньше называли «скотовозами». Там было мало сидячих мест и много пространства — чтобы как можно больше народу влезало. Да и в 90-е годы они по городу уже «убитые» ходили. 

А у кого-то теплые воспоминания. Например, с женой в автобусе познакомился. Раньше же мало у кого были легковые автомобили. Это была роскошь. Поэтому все ездили на общественном транспорте — это была важная часть жизни. Место, где люди знакомились, ругались, шутили.

— Мы ты хотим как раз такие автобусы восстановить — сделать новенькими, как с картинки. Чтоб в салоне были чистые новые сидения с целой обивкой, работало освещение — чтоб на нем прокатиться был приятно, — говорит Семен. 

 

Вот так выглядит "внутрянка" автобуса до реставрации

Отреставрированные автобусы не должны простаивать – их планируют отправить колесить по всей области. Возможно, сделать ретро-рейсы  и катать пассажиров. Сдавать для фотосессий, корпоративов, свадеб. Сделать кинотеатр, кафе и музей на колесах – сейчас реставраторы собирают экспонаты советской эпохи для последней затеи. 

При этом энтузиасты мечтают  создать музей ретро-автобусов именно здесь, в Первоуральске. Мол, в Верхней Пышме есть музей техники УГМК. В Первоуральске должен быть свой, уникальный  музей автобусов.  Поэтому и к главе Первоуральска Игорю Кабцу пришли просить помещение. 

Чиновники сказали — придумайте бизнес-план, докажите, что можете быть полезными городу. Поэтому реставраторы сейчас прорабатывают финансовую сторону этой затеи. Если музей начнет приносить прибыль, первое время сотрудники готовы работать и без зарплаты – чтобы все деньги тратить на бензин и запчасти. Ведь для советского автобуса 60 литров на 100 километров – обычный расход.  А по тем временем, когда бензин был копеечным, это мало кого волновало.

 

Сейчас экспонатов будущего музея — тех, что стоят в Решетах — стало слишком много. А на подходе еще пара автобусов. Тем не менее, уже весь участок «наставника» заставили — даже огород не разведешь. Поэтому, как минимум, нужен свой ангар – чтобы заниматься реставрацией и зимой, и летом. 

Да и не все в Решетах понимают любовь к старым автобусам. Соседи — контингент весьма определенный и довольно ограниченный. Смеются, что чудаки зря притащили очередной металлолом. Кто-то даже жалобы пишет, что очередной ретро-автобус поставили не в том месте. Немного утешает то, что в Решетах есть такой же любитель, который собирает технику. 

—  Мы его называем дядя Коля. У него на участке – и легковые машины, и погрузчики. Но все в крайне запущенном состоянии.  Мы смотрим и думаем: если у нас будет также, никаких нам светлых перспектив. Все сгниет, — говорит Семен. 

Но реставраторы надеются, что так печально эта история не закончится. Поэтому, просчитывая бизнес-план, ищут инвесторов. Свою технику они не хотят продавать тому же музею УГМК  — ведь, как бы это банально не звучало, восстанавливая автобусы, они вкладывают душу. 

Всех желающих поддержать проект не только средствами, но и просто вниманием, реставраторы будут рады видеть в своей группе «Советавтобус» в соцсети «Вконтакте»