526
7
0

Любовь — не только в 18-ть, но и гораздо, гораздо позже


Старички художника Леонида Баранова приехали в первоуральскую «Шайбу»


 

Леонид Баранов, художник

Журналисты не дождались открытия выставки, окружили художника, и на Леонида Барановапосыпался град вопросов. Первый — откуда возникла теплота, которую разливают его картины?

До того, как появились бабушки и дедушки, я долгое время работал на улице, рисовал шаржевые портреты.  К одной из выставок я нарисовал бабушку, которая ела тюрю, эту картину сразу выделили, и появилось много желающих ее приобрести. Потом нарисовал бабушку с дедушкой, и после этого очень органично возник тот стиль, который ложится на душу нашим людям. И я эту тему плодотворно эксплуатирую уже 20 лет.

Первоуралец Леонид Баранов в 1984 году окончил Свердловское художественное училище им. Шадра. Работал в школе, на Свердловской киностудии, а потом началась перестройка, и он ушел в свободное плавание. Продавал на улице картинки и портреты, а потом сформировалось новое творческое пространство, в котором он ощущает себя вполне счастливым.

Рядом с картинами Леонида Баранова выставлены работы его мамы. Она начала рисовать в 80 лет. А до этого работала в детском саду.

— Поскольку она работала в детском саду, то мировоззрение у нее сформировалось светлое. Эмоции всегда были самые добрые. Она любила любую жизненную перспективу, занимаясь творчеством, писала простые примитивные картинки и торговала ими на улице. Она получала от всего этого процесса удовольствие и радость.

Стиль Баранова формировался в жесткой рыночной среде. А в ней художнику надо выживать. И бытует мнение, что старички стали успешной коммерческой находкой Леонида Баранова.

В свои 63 года я получил какие-то дивиденды от творчества. Это произошло только сейчас. Если бы старички были успешным коммерческим ходом, то я был бы успешным в более молодые годы. А то, что сейчас есть, — это наработка и провиденье. Я делаю то, что делаю, не затачиваю себя под коммерцию. Я бегу от заимствований. Сюжетная линия картин рождается сама собой. Это как музыка и стихи, они же откуда-то рождаются. Нужно пластичное мировосприятие, которое тебя может питать и вдохновлять. А сроки, когда художник находит свой стиль, не вымерять. Случилось, значит случилось. А не случилось, все равно счастлив, потому что ты жил свободной творческой жизнью. Богатых художников очень мало.

Нежность и счастье в глазах барановских старичков подталкивает к творчеству мастеров словесных жанров. В интернете гуляет достаточно большое количество эссе, написанных под влиянием искренних и светлых сюжетов картин Леонида.

Это происходит независимо от меня. В интернете появляются музыкальные клипы с использованием в качестве видеоряда моих картин, стихи оформляют ими же. Некоторые просят разрешение на использование моих картинок в качестве иллюстраций к литературным произведениям. А некоторые не просят. Картинки живут самостоятельной жизнью.

География заказов на картины Леонида Быкова широка. Заказчики обращаются из самых разных уголков мира — как из дальнего, так и из ближнего зарубежья.

— Люди моего поколения, которые были близки к земле, они отражают мою действительность. Есть в моих картинах легкая региональность, я имею в виду не уральский регион, а Россию. Но она цепляет. Эмир Кустурица увидел наборчик моих картинок и вышел на нас, чтобы просто пообщаться. Региональность не принципиальна. Она не умаляет достоинство работ. А в России я востребован в средней полосе и в районах ближе к Сибири.

На сегодняшний день Леонид Баранов галерейный художник. На уличных развалах вы его картин не увидите. Держатели галерей считают, что его творчество перешло на новый ценовой уровень.

Салават Фазлетдинов

— Десять лет назад его картины стоили 30-40 тысяч рублей, сейчас они стоят от 100 до 200 тысяч. А то и 300 тысяч. Это не плиточный уровень. Эти картины нельзя выставлять на плите, — считает представитель галереи «Урал-Постер» Салават Фазлетдинов. — А с Леонидом мы знакомы давно, просто он тогда не был таким известным. Но в его известности мы сыграли свою маленькую роль. Продать картину не так уж и легко. В свое время известный аукционист Суворов сказал: «Нарисовать картину любой может, а вот продать ее не всякому дано». А мы картины Леонида продаем. Картины сейчас продаются хуже, чем в 90-е. Увы, таковы реалии политики. Мой принцип — работать с живыми художниками. Я перестаю работать с их картинами, как только они уходят. С картиной живого художника я общаюсь, и могу все про нее рассказать. Как только он ушел из жизни, для меня картина замыкается. Но кто знает, может быть, пройдет 10 лет, и я смогу работать с осиротевшими картинами. Есть и еще один момент — когда несколько человек претендует на одну и ту же картину художника. Сейчас мы неохотно делаем постеры, нам интереснее авторское повторение картины.

Друзья и коллеги каждую выставку художника отмечают как день его рождения, во время фуршета звучат заздравные речи, присутствуют рассказы о творческом пути и впечатления от выставленных произведений.  

Александр Данилевский

Александр Данилевский — человек от искусства далекий, но однажды судьба свела его с Леонидом и вот уже больше десяти лет они дружат. Данилевский не перестает каждый раз получать от творчества своего друга свежий жизненный импульс.

— Его картины на вечную тему — это отношения между мужчиной и женщиной. Говорят, что любовь-морковь может быть только в 18 лет. Оказывается, когда мы смотрим на картины нашего Леонида, это происходит с людьми не только в 18 лет, не в 40 и не в 50, а даже, не стыдно сказать, гораздо позже. И у взрослых чувства такие же, как у восемнадцатилетних — это любовь, это нежность, это забота. Это совместная беда, совместные радость и горе — все, что сплачивает мужчину и женщину. И подать эти взрослые отношения — это большая творческая удача и находка. С чем мы его и поздравляем, — завершает заздравный тост Александр Данилевский.


 

Фото Екатерины Каладжиди