18+
19 октября 2016, среда 16:24
372
7
0

Легкие задачи «разорвали» очень быстро


Первоуральская школа олимпиадного программирования ИКЦ начала сезон с призового места на Олимпиаде Уральского региона


 

Школа олимпиадного программирования Инновационно-культурного центра проводит первое занятие после каникул. Цели простые: порешать задачки; посмотреть кто и что помнит; обсудить какие задачи вызвали трудности и почему. Но есть в школе три человека, для которых учебный год начался с участия в Уральской региональной олимпиаде школьников по программированию.

Алексей Быков, Артем Ветошкин и Александр Смирнов учатся в разных общеобразовательных школах. Командой стали благодаря занятиям в ИКЦ. Олимпиада уральского региона стала для них первым успешным выступлением на большой арене. И принесла неожиданный для них результат. Они попали в топ-10 лучших команд.

На фото (слева направо) Алексей Быков, Артем Ветошкин и Александр Смирнов

— На областном уровне при отборе мы были 21-ми. Всего в олимпиаде участвовало 300 команд. Сомнение в успехе присутствовало, но когда попали в топ-10 лучших, то было ощущение, что превзошли себя, — говорит Алексей Быков.     

Любые соревнования интересны тактикой, которую выбрала команда для достижения максимального результата. Футбол, кичится составом звезд, которые на поле выделяются индивидуальной игрой в обводке и красивыми результативными ударами по воротам. У остальных членов команды задача дать хороший пас знаменитости, а она уж сделает свое дело. В олимпиадном программировании, тоже есть своя тактика, но в этой тактике каждый игрок звезда.

Александр Смирнов

— Во время олимпиады работаем не вместе, а отдельно. Успешная команда та, где каждый берет на себя решение отдельной задачи. Тогда продуктивность выше. Каждый берет задачу, которую может максимально быстро решить. Задания получаем после старта соревнований. Раскидываем их на листочке, убираем сложные, оставляем легкие, распределяем их с учетом возможностей каждого. Начинаем решать. Чем больше решим, тем лучше. При этом во время решения допускается подсказка друга. На то и существует команда, — азартно объясняет тактику первоуральцев Александр Смирнов.  

— Т.е. отбираем легкие задачи, чтобы улучшить показатели времени и количества. С трудной если начнешь, то и просидишь до конца олимпиады, — включается в разговор Артем Ветошкин.

Такие объяснения как-то не состыковываются с логикой действий, которые нам прививали в школе: сначала сделай трудные задания, а легкие оставь на потом.

— А потом окажется, что было 7 легких задач, которые решаются за одну минуту, — дополняет объяснения коллег Алексей быков. — Если бы ты их решил, то был бы не 137-м, а 21-м. Одна решенная максимально сложная задача — это неуспех команды. Ты только показал, что сможешь решить. А за отведенное время ты должен реализовать максимум заданий. Очки идут одинаковые, что за сложную, что за простую задачу. А здесь на простых можно размять мозг, заработать очки, а свободное время потратить на сложные решения, когда требуются усилия всей команды. Тогда идет обсуждение и поиск совместного верного решения. Именно на сложных задачах идет командная «бойня». В ходе нее и решается — кто лучший. На Уральской региональной олимпиаде легкие задачи все «разорвали» очень быстро. У многих было одинаковое количество очков после первого часа. А разрыв стал появляться в течение следующего часа. Только лучшие вырывались вперед.

Роман Деньгин

Подготовкой ребят к олимпиадному программированию занимается педагог Роман Деньгин. Ему 22 года. Считает, что со старшеклассниками у них возникает меньше психологических барьеров, нежели с учениками среднего звена. Поэтому работает с возрастной группой 9-11 классов.

— Нам проще общаться. Ну и язык высокоуровнего программирования у ребят среднего школьного возраста вызывает трудности понимания, поэтому мы его и вводим с 9-го класса.

Роман считает, что ребята, занявшие призовое место в олимпиаде Уральского регионе, несомненно, талантливые, но у настоящего таланта есть множество его составляющих:

— Талант — это, прежде всего, большой труд. Ежедневные тренировки в решении задач. На одном таланте без ежедневных усилий далеко не продвинешься. В школе олимпиадного программирования занимаются 2 раза в неделю по полтора часа, а занятия дома — это их собственная инициатива. Нет обязательных домашних заданий. Но стимулируем их работу дома.  Если этого не будет, то благодаря двум занятиям в неделю, большого результата не добьешься.

Взрослый человек так устроен, что в любом занятии он хочет видеть рациональное зерно. Поэтому и возникает к преподавателю вопрос: а что помимо спортивного интереса получают ребята в школе олимпиадного программирования? Какими полезными производственными навыками овладевают?

— Помимо подготовки к олимпиадам мы поощряем проектную деятельность ребят. В прошлом году весной ребята выполняли проекты, конечная цель которых — создание функционального программного продукта. Это самые простые компьютерные игры. И более продвинутые варианты — это органайзеры полезные для школьников и студентов, у которых большая деятельная нагрузка, и все запланированные дела трудно запомнить. Такой органайзер можно создать не только для себя, одноклассникам он тоже может быть полезен, — пытается удовлетворить нашу пытливость Роман Деньгин. — Вариантов создания программ много, но ребята сами выбирают направления своей деятельности. Я им только помогаю. Может быть направление по созданию математических программ. У многих в школе возникают проблемы с решением математических задач. Тогда на помощь могут прийти специальные программные пакеты, которые решают такие задачи. Но написать их — тяжелый труд. Наши ребята могут с этим справиться, но необходимо время. А его всегда не хватает.

Артем Ветошкин

А вот ответ Артема Ветошкина совсем не вписывается во взрослую серьезную логику:

— Я просто этим занимаюсь. А эта деятельность для меня просто способ с пользой потратить время. Узнать новое в математике или комбинаторике. Многие задачи сопряжены с другими научными дисциплинами. Они познаются одновременно с программированием. О создании чего-то полезного не думал. А олимпиадное программирование — это решение придуманных задач. Но я не целыми днями решаю задачи. Занимаюсь многими другими вещами. Программирование — это один из навыков, который мне возможно пригодится.

В декабре тройка призеров региональной олимпиады поедет на всероссийские соревнования. Расспрашиваем их о результате, который они планируют достичь в Санкт-Петербурге.

— Судя по результатам тех, кто туда прорывается, для нас простое участие — это уже хорошо. Квота Свердловской области 10 команд. А на отборе было 300 команд. Мы прорвались. Это реальное достижение. Я смотрел результаты прошлых всероссийских олимпиад, там «дымятся» даже очень хорошие команды. Если мы решим 3-4- задачи из всех предложенных, то мы уже молодцы. Одна задача точно будет легкой, только для ощущения, что ты проиграл не «всухую». Для утешения самолюбия. У нас не заниженная планка. Если себя считать лучшим, то приедешь и обязательно облажаешься. Не хотим попасть в ситуацию неуспеха. Лучше готовиться к худшему, но иметь в виду лучшее. Если плохо выступишь, то не будет ощущения провала. Но это не отменяет борьбы. На областных при отборе мы были 21-ми. Сомнение в успехе присутствовало, но когда попали в топ-10 лучших, то было ощущение, что превзошли себя. Такая ситуация допустима и на всероссийской олимпиаде, — завершает свой монолог о правильном отношении к успеху и неуспеху Алексей Быков.

На прощание спрашиваем Романа Деньгина: а зачем он пошел в педагоги, наверное, можно было бы найти себе применение в другой, более выгодной в материальном плане сфере деятельности?

— Мне нравится открывать ребятам что-то новое, а еще больше нравится, когда они это новое усваивают и начинают применять на практике. Это моя внутренняя мотивация. Поэтому и занимаюсь этим делом.


 

Фото Сергея Макарова