477
3
0

Лаборатория нанопоэзии


В ИКЦ «непоэты» «непоэтам»  читали стишки пирожки, порошки и таблетки  


 

Андрей Коряковцев: "На земле святой Руси часто кушать не проси. Чем глубже в жп мы сидим, тем зорче в вечность мы глядим"


 

Накипело

Поэтическая лаборатория, как правило, это группа людей, занимающаяся поиском новых форм поэтического высказывания и среды для их существования.

Лаборатория в ИКЦ имеет несколько иную цель — это знакомство ее участников с новыми поэтическими формами. Возможно, что такой момент настал. Весь 20 век поэты активно вершили поиск новаторских форм и смыслов. Завершился он с одной стороны углублением и развитием традиционного начала поэзии, а с другой — попранием критерия искусства как «верховного акта мысли», преобладанием формального эксперимента, окончившегося появлением вычурных жанров, где автор не рефлексирует, эмоционально холоден и наблюдает за действительностью как бы с высоты птичьего полета.

Предметом разбора поэтической лаборатории в ИКЦ стали микро-жанры, которые, как считает руководитель исследования Лариса Прудникова, незаслуженно считаются не поэзией, а скорее развлечением. На первом занятии лаборатории молодой аудитории практически нет. Зато есть гости из Екатеринбурга — авторы Андрей Коряковцев и Антон Авсов.

Гармонию поверили алгеброй

Жанры, о которых идет речь, знакомы многим любителям сетевого общения — «пирожки, порошки и таблетки». Лариса Прудникова, как она сама представилась, не поэт, но теорией сложения микро-стиха владеет. Объясняет, что главная особенность малых поэтических форм — ограниченное пространство для маневра мысли. Следовательно, у автора нет права на неточность.

Корнями малые формы восходят к эпиграмме. И ведущая мероприятия приводит классический пример «каламбура высокого полета» — А.С. Пушкин, эпиграмма на графа Воронцова:

Полу-милорд, полу-купец,
полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.

Как утверждает докладчик, распространению малых жанров в современном мире способствовали эстрада и интернет. Последний дал возможность мгновенной популяризации выпорхнувшего из вашего сознания опуса. Зачинателем жанра стишков-пирожков стал Владислав Кунгуров. Пирожок пишется четырехстопным ямбом, а количество слогов в строках (9-8-9-8) – строго соблюдаться:

мой дядя самых честных правил (9 слогов)
когда не в шутку занемог (8 слогов)
четыре трупа возле танка (9 слогов)
дополнят утренний пейзаж (8 слогов)

Непременное условие лепки «пирожка» — отсутствие знаков препинания, заглавных букв, скобок и цифр, ну еще неожиданный смысловой поворот, который бодрит задремавший интеллект.

Еще один популярный в сетях жанр — бодрящие стишки «таблетки» Павла Майорова:

Упал с дивана, лоб расшиб. Но не погиб же? Не погиб..

Кидали «пирожки» и ждали кругов

После теоретической части присутствующие в аудитории уральские поэты прочли свои произведения. Андрей Коряковцев сообщил, что в Донецке уже видел книгу своих афоризмов на украинском языке. Про соблюдение авторских прав он даже не заикается. Книжку покупать не стал, только сфотографировал. Слишком дорогой она показалась для окончания отпуска. Но зато Андрей опубликовал собрание своих афоризмов под названием «Купола цвета хаки». Уверен, что его опусы надо читать с пафосом, но не был уверен, что сейчас их у него получится так прочитать. Тем не менее, придал голосу пафосный объем и поехало:

На земле святой Руси часто кушать не проси.

Чем глубже в жп мы сидим, тем зорче в вечность мы глядим.

Умом Россию не поднять,

Умом Россию лишь похерить,

У ней особенная стать,

Она себе способна врать

И во вранье свое поверить.

Следующий автор — Антон Авсов. Благодарит Ларису Прудникову за приглашение на лабораторию. Дальше рассказывает, что рифмует высказывания с детства. Поэтом себя не считает. Узнал о жанре «пирожки» в 2011 году. Как форма «пирожок» особенен тем, что содержит информации больше, чем текст. Активно включает личный опыт читателя. Это понравилось. Решил себя попробовать. Допробовался. И вот приехал в Первоуральск со своими «пирожками».

— «Пирожок» как камушек, брошенный в воду, должен дать круги. Если кругов нет, значит, пирожок не удался, — утверждает Антон.

От «пирожков», содержащих нецензурную лексику, публика не отказывается, но ведущая категорична. Поэтому звучат только веселые печатные образцы.

Во время половодья Игорь

спасает белок лисиц бобров

а зайцев Игорь не спасает

у зайцев никудышный мех.

***

Олег себе живот разрезать

решил чтоб с жизнью счеты свесть

но света не было в палате

и он ошибся животом.

Большого веселья в зале не наблюдается, но короткие смешки иногда раздаются.     

Все проблемы по мере их поступления

Лариса Прудникова

В процессе Лариса Прудникова делится своим впечатлением о первом опыте работы Поэтической лаборатории:

— Это было авантюрой с моей стороны. Мероприятий на площадках такого уровня я прежде не организовывала. Выйти на областную площадку мысль пришла внезапно. Перестраховались с рекламой. Побоялись, что зал маленький. Сейчас будем делать анонс целевым образом — колледжи, старшеклассники. Хотелось бы видеть на мероприятиях молодых любителей поэзии. Целей три. Во-первых, познакомить первоуральцев с современной поэзией. Как пишут люди, и что пишут. Во-вторых, дать попробовать себя в стихосложении и тут же получить оценку от поэтов, зарекомендовавших себя в определенных жанрах. В-третьих, открыть новые имена среди первоуральцев. Живое общение литераторов ничто не заменит.

В прежние времена поэты были людьми достаточно воинственными, не только в карман за словом не лезли, но и могли в глаз оппоненту заехать, если тот не очень лестно отозвался о их творчестве. В московском Доме литераторов такие выяснения отношений были не редки.

— Как говорит Жванецкий, будем решать проблемы по мере их поступления. Сложится такая ситуация, будем ее разруливать. Будем разнимать.

Следующая Поэтическая лаборатория будет посвящена жанрам рубай, хайку и танку.