415
11
0

Квесты, пончики и автомобильные шины в одном отдельно взятом городе


Бизнес-идеи первоуральских старшеклассников


На прошлой неделе старшеклассники города защищали свои проекты. В администрации под прицелом телекамер и пристальным вниманием взыскательной комиссии. Как потом отметит жюри, многие детские проекты оказались более интересными и жизненными, чем те, что представили взрослые ученики бизнес-школы. 21-й лицей, давно внедривший в образовательную программу уроки по экономике, по праву гордится. Из всех представленных идей самыми лучшими и убедительными оказались проекты именно его учеников. Сразу четыре награды — победителю и трем призерам. Мы встретились практически со всеми старшеклассниками и их школьным педагогом по экономике Ириной Балабановой уже после защиты. Когда эмоции немного улеглись, нервные клетки восстановились, а идеи по-прежнему остались актуальными для Первоуральска. Собственно, это и был один из плюсов в копилку защищавшихся. Но и вкусно представить свою идею было тоже немаловажным.

 

Марина Клочихина представили идею мини-пекарни

Марина Клочихина атаковала присутствующих пышными пончиками. Подача была такой ароматной, что отсутствие товара в натуральном виде не помешало девушке стать призером.

— Мои пончики, как на картинках, только горячие, с пылу с жару. Хотела на защиту принести, но не вышло.

Идею с мини-пекарней Марина придумала сама. С мамой они частенько что-нибудь выпекают. Ну и кто же не любит сладкие пышки, да еще и с разными начинками? Марине нравится с шоколадом.

— Я заметила, что купить вкусные свежие пончики у нас негде. И это актуально. Я рассчитывала в среднем цену 50 рублей. Место искала ближе к центру. Больше посетителей.  Это тоже в задании было — и место, и площадь и стоимость аренды просчитать.

Свою идею Марина считает очень жизнеспособной и уже точно, вкусной. Как и само обучение в бизнес-школе.

 

— Обучение было очень интересным. Мы постоянно играли в тематические игры, считали. Занятия шли по три-четыре часа три субботы и еще были консультации. Дошли не все. И на защите волнительно было. Думаю, моя презентация жюри понравилась. Я сказала: «Думаю, что все присутствующие здесь хотят купить пончики».


 

За пончики Марина получила экономическую игру и диплом. Как и ее одноклассники. Они тоже стали призерами конкурса бизнес-проектов, организованного первоуральским  Фондом поддержки предпринимательства. Помимо хлеба насущного нужны и развлечения, решила Екатерина Добрынина. Тем более, что в Екатеринбурге квест-комнатами никого не удивишь. Но, ведь, не накатаешься.

 

Екатерина Добрынина представила проект квест-комнаты

— У мня идея по созданию молодежного досугового центра, специализирующегося на квест-комнатах. В городе у нас таких нет. Я в дворовый клуб хожу, и  мы летом постоянно участвуем в квестах, но в Екатеринбурге. Я это вижу ближе к площади. Комната не менее 50 кв. м, желательно разделить пространство. Для реализации проекта можно привлечь от двух до шести человек.

Идея пришла к Екатерине уже в процессе обучения. Который, кстати, был для нее довольно непростым.

—Я поняла, как строить бизнес-планы и как это сложно. Сейчас я могу рассчитать подобный проект сама. Нужно иметь характер, чтобы выжить на рынке. Но у меня на данный момент в городе конкурентов нет. Трудности и опасения – это маленькая посещаемость. Все равно идея требует доработки. А так, почему бы и нет.


 

Идея Алексея Соколова требует, прежде всего, серьезных вложений. И сам проект уже по-хорошему мужской и серьезный. И очень актуальный в наши дни. В прошлом году старшеклассник уже заявил о себе проектом по переработке стекла. В этом году взялся за автомобильные шины. Говорит, идея пришла на уроках по экологии, а воплотилась в проект уже на  занятиях по созданию стартапов.

 

Алексей Соколов считает, что перерабатывать шины — экономически целесообразно

— Я представлял проект по переработке автомобильных шин. Это поможет улучшить экологию города. Здесь нет термообработки и побочных продуктов. Просто берется резина и измельчается. Актуально, жизнеспособно, но затратно. Это мини-производство. Нужен цех. Нужны большие инвестиции порядка 8 миллионов рублей.

Технология востребованная, как и сам рынок вторичных ресурсов. Из автомобильной крошки за границей давно производят брусчатку. Она идет на покрытие современных спортплощадок. В России пока не так востребована. Но в Екатеринбурге у Алексея один конкурент есть. Правда, наш земляк планирует брать объемами. Тех мощностей, что существуют, недостаточно.

— Я думаю, что большинство бизнес-проектов я уже смогу рассчитать. Сложность найти актуальную идею, правильно рассчитать экономические показатели и презентовать себя. Комиссия посчитала проект хорошим, но дорогим. В будущем я хочу реализовать свои идеи. Иметь свое дело. Это все не ради развлечения.


 

Не ради развлечения представила свой проект и победительница Юлия Навалихина. Пообщаться с десятиклассницей не удалось — у девушки в этот день была очередная олимпиада. По химии. Надеемся, с хорошим результатом. Успехами ученицы поделилась учитель экономики Ирина Балабанова. Все четверо молодых людей – это ее ученики. Хотя преподавали ребятам бизнес-тренеры Екатеринбурга, педагог 21 лицея  тоже оказывала поддержку, а идеи обсуждали все вместе. Ведь, если ребенку не нравится — его не заставишь!

 

Ирина Балабанова

— Победила в итоге идея с  гостиницей для домашних животных. У нас такая в городе открывалась, но, насколько я знаю, закрылась. А это очень востребовано. И кошек, и собак, и даже хомячков надо же куда-то на время отпуска девать. Рынок у нас в городе свободный. Возят в Екатеринбург, где  есть три крупных центра. Желание реализовать все это у Юлии  сейчас есть. Посмотрим, что будет через полтора года, когда они закончат лицей.

Подготовку лицеистов бизнес-тренеры отметили сразу. Сказали, что этим детям объяснить было гораздо проще. Многие экономические понятия им хорошо знакомы. И в этом заслуга и педагога, и самой программы, которая подразумевает уроки экономики теперь уже с четвертого класса.

— В лицее существует курс: начиная с 4-го класса дети знакомятся с экономикой. Сначала это занимательная экономика, в 5-м классе азбука экономики по одному уроку в неделю и по желанию. В 7 классе у нас уже появляются профильные классы – математико-экономические в каждой параллели. В 10-х и 11-х классах у них уже по три обязательных урока в неделю. Плюсом в 10-м классе есть для профильных еще и электив – "Финансовая грамотность".

Не трудно догадаться, что все призеры бизнес-школы – ученики математико-экономического класса. Как показало обучение – самые упорные и целеустремленные. Ведь заявилось 15 человек, а до финала дошло четверо. Действительно, выживает сильнейший.

— Начать учиться в бизнес-школе можно было всем. Но создать свой бизнес-проект  и пройти все до конца удалось немногим. Вопрос упирался в желание и время. Дома тоже  трудиться надо было. И презентацию подготовить, и защитное слово. Немного я за ними наблюдала, конечно. На защите волновалась. И они друг за друга переживали. Победа, это, однозначно, заслуга детей и  результаты внедренной программы. Конечно, мне очень приятно, — говорит Ирина Балабанова. 

 

На презентацию каждому участнику программы давалось 5 минут, еще 2-3 минуты на защиту. Возможно, детские бизнес-идеи заинтересуют спонсоров. Таких, к примеру, как ПНТЗ, чьи представители так же вошли в состав жюри.

Мария Кульбицкая, директор первоуральского Фонда поддержки предпринимательства:

—В сентябре у нас прошла креатив-сессия. Это мозговой штурм, генерация бизнес идей, направленных на выявление каких-то городских нужд. В ней приняли участие 140 человек разных возрастов и профессий. Мы разделили их на два потока. Первый это старшеклассники, которые прямо сейчас не побегут открывать бизнес, но имеют идеи. Второй – действующие предприниматели, либо те, кто вот-вот готов открыть свое дело – «Акселераторы». Мы предложили всем пройти бизнес-обучение при Фонде поддержки предпринимательства, бесплатно, с приглашением бизнес-тренеров. Такие проекты помогают понять, их это путь или нет, и популяризируют предпринимательскую деятельность.

 


 

 Фото Дмитрия Рудика