215
10
0

Крутой здесь не я


Серебряный призер ралли «Дакар 2020» Сергей Карякин провел со школьниками встречу в ИКЦ


 

Важно с кем ты в жизни встречаешься

Пока собираются приглашенные на встречу детские коллективы призер ралли «Дакар» Сергей Карякин фотографируется с маленьким участником взрослого чемпионата среди автомоделистов Вячеславом Артемьевым.

В ИКЦ собрались воспитанники детских домов из семи городов области. В мероприятии принимают участие и воспитанники первоуральского детского дома. Вместе с ними на встречу с гонщиком пришел директор СРЦН Сергей Яценко.

Сергей Яценко

— Эту встречу дети восприняли с большим интересом. Некоторых нам пришлось отпрашивать с занятий в школе, чтобы они смогли прийти сюда. Встреча с любыми героями — это интересный воспитательный момент. Сегодня ребята смогут познакомиться с еще одной формой подвига. Важно быть личностью, а формирование личности зависит от того, с кем ты в этой жизни встречаешься. Сегодня мы привели 15 наших воспитанников. Группа смешанная — и мальчики, и девочки. Их возраст от 8 до 15 лет. Все ребята заинтересованные. Мальчики мечтают стать автослесарями. А автоспорт тесно связан с техникой.

В конференц-зале ИКЦ федерация модельного спорта Свердловской области представила экспозицию электрокаров и минимашин с двигателями внутреннего сгорания.

Игорь Малахов

— Эти модели участвуют в разных классах гонок. Одни предназначены для грунта, другие для ковровых трасс. На коврах препятствия лояльные, а вот на грунте все серьезно, препятствия и длиннее и выше. Каждый гонщик тюнингует модель под себя. Все зависит от того, в каком классе гонок он хочет участвовать и какие места занимать, — коротко рассказывает о выставленном ряде моделей Игорь Малахов, президент федерации автомобильного спорта Свердловской области.

Устроители мероприятия открывают секрет, что в финале встречи состоится заезд двух чемпионов — Вячеслава Артемьева и Сергея Карякина.


 

После первого удара о дерево потерял сознание

По окончании официальной части между ребятами и Сергеем Карякиным состоялся откровенный диалог. Гонщик выразил надежду, что потраченное на встречу с ним время оставит приятные впечатления.

Сергей Карякин, серебряный призер ралли "Дакар 2020"

Крутой здесь не я, и не те, кто выступал со сцены, надеюсь они меня поймут. По-настоящему крутые — вы. Чем старше я становлюсь, тем больше это понимаю. Вы круче нас потому, что вы молодые. Перед вами важный выбор пути. Я выбрал спорт. Возможно это круто, а может быть и нет. Не знаю. Вы молоды. Вы ничем не ограничены, кроме своих желаний. Я здесь присутствую для себя. Мне доставляет удовольствие общение с вами. Вы выслушаете мою историю, и возможно сделаете свой выбор. Может быть, это будет в пользу спорта, а может быть, и нет, — делает вступление призер гонки «Дакар».

Сергею Карякину 29 лет. У него трое детей, два высших образования. Сергей — мастер спорта международного класса, чемпион России, победитель этапов Чемпионата Мира и многих других престижных гонок. До прихода в автоспорт занимался авиамоделированием и самбо. Сейчас играет в хоккей и боксирует.

— Я расскажу о себе и сделаю акцент на том, что помимо успехов за моей спиной огромное количество неудач. Были моменты, когда все валилось из рук, и ничего не получалось. Самым главным было найти в себе силы, чтобы не бросить то, что люблю. Нужно обязательно делать то, что ты любишь, тогда ты преуспеешь.

Первый квадроцикл чемпиону родители купили в 12 лет, после 4-х лет уговоров. С этого момента началась история спортсмена. В 13 лет Сергей впервые принял участие в гонке.

— Приехал на гонку с отцом пацан, и меня мягко отфутболили. Но я нашел ребят, которые согласились взять меня в команду. И мы гонку выиграли. Я получил первый в моей жизни кубок. Но после этого пришли взрослые дяди и сказали, ему 13 лет, у него нет прав. Написали протест, меня сняли. И до 16 лет никаких для меня участий в гонках. Так разрушился мой первый кайф от гонки. Но это жизнь. Надо понимать, что не все радуются твоим успехам. Чаще всего наоборот.

Потом была череда спортивных взлетов и падений. А в 19 лет Карякин впервые стал чемпионом России в гонке на квадроциклах.

Я к этому времени сумел осознать, что делал не так. Это был переломный момент. Нужно было двигаться дальше. Друг мне предложил проехать классические ралли. Помню, когда я подавал заявку на этап Чемпионата Мира в Швеции, мне позвонили из Российской автомобильной федерации и сказали, что не дадут лицензию. Якобы, я недостаточно талантлив и не имею опыта.  Они мне ее не дали. Я взял у них открепление и получил лицензию в Эстонии. Стартовал и финишировал шестым.  Это был лучший результат за всю историю участия россиян в этой гонке. Выиграл тогда 15 тысяч евро. После этого меня взяли в заводскую команду «Форд». А затем после взлета снова падение. Во время гонки в Германии штурман неправильно указывает поворот. Мы срываемся с дороги на высоте 70 метров, летим над вековыми соснами. После первого удара о дерево я потерял сознание. Пришел в себя, выбрался, увидел, что машина горит. Взял огнетушитель, потушил. Через 3 минуты выбрался мой штурман. После этого я понял, что не могу дышать. От удара легкие слиплись. Вдох удалось сделать, когда я уже посинел. Профессиональный спорт опасен.

Автоспорт очень дорогой вид. Финансирование гонки обходится в кругленькую сумму. Поэтому помимо непосредственной работы в команде, Сергею приходится общаться с крупными бизнесменами, чтобы найти спонсорскую помощь. Гонщик уверяет, что это тысячи людей и компаний, с которыми ему пришлось провести переговоры.

— Хитрые российские бизнесмены предлагают выдавать аванс, а окончательную сумму после выигрыша на финише. Приходится объяснять, что деньги нужны не для того, чтобы посидеть в баре, а на участие. До 25 лет все деньги, какие у меня были, я тратил только на гонки. Уже было двое детей, было безумно тяжело содержать семью, заниматься спортом и работать. Это время было для меня испытанием, да и сегодня это испытание остается. В 2017 году я стал первым россиянином, который выиграл «Дакар» на квадрацикле. В «Дакар 2020» в зачете багги мы выиграли серебро.


 

Если ты силен духом, нет никого сильнее тебя

После короткой автобиографической части наступило время вопросов из зала. Школьники сыпали их один за другим.

— Успевали ли учиться в школе?

— Да. Закончил без троек.

— Как родители относились к увлечению мотоспортом?

— Безусловно переживали. Сейчас я как отец понимаю, насколько сильно переживаешь за своих детей, как болеешь за них. А потом они привыкли, знали, что я неотъемлемая часть спорта, я им живу, и делаю то, что люблю, и для меня это важно.

— Как жена относится к вашему увлечению, ведь это опасно?

— Да. Я однажды сломал обе руки, когда на квадроцикле спрыгнул с дюны и попал в воронку. Кости не выдержали такого удара. Жена отнеслась с пониманием. Переживает, волнуется, но такова жизнь.

— Сергей, а кем еще вы хотели быть в детстве?

— Одна телекомпания снимала про меня эфир, и они нашли старую школьную запись, на которой я говорю, что хочу быть президентом Вселенной.

— Сколько у вас было спортивных машин?

— Ни одной. На ралли я арендовал машины. А спортивных багги штук 10-12. Мы строим их сами. Они для нас более доступны. Это уникальная для России ситуация, что у нас в команде свои конструкторы и инженеры. Мы сами проектируем багги и производим.

— Вы относите автомоделизм к спорту?

— Безусловно. Он учит культуре спорта — подготовке техники, подготовке к гонке. Это очень большое понятие, которое формируется в человеке с самого детства. Автомоделизм отличный спорт.

— Второе место в «Дакаре» для вас поражение или победа?

— Победа. Мы соревновались с заводскими командами, которые очень хорошо экипированы и подготовлены. Они на много нас опережали в плане подготовки. Но за счет нашего командного духа, имея бюджет в 15 раз меньше, мы заняли второе место. Победили не деньгами, а умом и характером.

— Чем занимался ваш отец?

— Мой отец был начальником цеха на Уральском заводе гражданской авиации. Потом открыл свое дело и после этого я убедил его купить мне квадрацикл. И я стал участвовать в гонках.

— Думали о тренерской карьере?

— Да, думал. Более того, я уже обучаю ребят, у которых есть своя минимальная техника. Своей техники, которую я мог бы дать у меня нет. А в планах у меня открыть детскую школу, но у меня пока нет денег. Если я открою школу, то помогу ребятам стать не только гонщиками, но и изучить культуру автоспорта.

— А сколько всего травм вы получили за время гонок?

— Немного. Переломы рук и компрессионные удары по позвоночнику. Позвоночник выправляется занятиями — растяжками и физическими упражнениями. А серьезных травм нет. Но и те, которые есть, аукнутся мне в старости.

— Были соперники сильнее вас?

— Что значит сильнее вас? Если ты силен духом, нет никого сильнее тебя.

В финале встречи состоялась обещанная гонка двух призеров.


 

Фото Дмитрия Дегтяря