583
19
0

Когда у куклы появляется сердце, она сама решает, что надеть


Как Алевтину Сосунову куклы до льда довели


О встрече с кукольным мастером Алевтиной Сосуновой, в обычной жизни очень серьезным человеком, мы договаривались целый год. Потому что, повторюсь, человек серьезный, занятой и очень основательный. Серьезно и решительно Алевтина отобрала на время у их владельцев раздаренных кукол  и очень основательно принесла на набережную Нижнего пруда. Вместе с «вагоном и маленькой тележкой» лоскуточков, ниточек и пуговиц. Редактор нашего интернет-издания своей куклой уже обзавелся. Честно, тоже хочется. Но мастер на заказ не работает, ждет отклика. Я тоже жду, когда «Маргарита-Алиса-Чеширский кот» смогут ужиться в одном тряпичном теле. Потому что фраза: «Я не представляю тебя на метле и в коньках. И, вообще, ты все время ускользаешь, я не могу тебя поймать», звучит вполне убедительно, когда слышишь ее N-ный раз. Поэтому я иду на встречу с Алевтиной за большими секретами и маленькими тайнами ее кукольного королевства, где есть и своя Фейка, и свой Кролик и даже своя Тыквоголовка. Но больше всего кукол на коньках. С некоторых пор Алевтина решилась-таки обучаться фигурному катанию. А куклы появились задолго «до». «Видимо, Там, все же, что-то есть!». Конечно. Ну а как иначе объяснить, что не мастер кукле, а кукла мастеру диктует, какое платье ей надеть и что положить в ее крохотную корзинку. 


 

Алевтина Сосунова

А вот, пожалуй, с этой дамы и начнем. Знакомьтесь, Фейка-Швейка и ее швейное хозяйство. Отчасти прототип автора, скорее, по названию. Своей куклы у Алевтины до сих пор нет. А вот эта очень похожа на свою хозяйку, как и другие куклы. Вроде бы шьются по одной выкройке, вроде бы в основе лен одного и того же цвета. А разными получаются вплоть до характера.

Вот, к примеру, еще одна юная дева. На первый взгляд видишь только разницу в наряде и аксессуарах. Алевтина усаживает красавиц рядом, все сразу становится очевидным. 

— Они абсолютно разные. У каждой свой характер. Швейка очень усидчивая, вся очень правильная, стабильная. А эта больше романтичная особа. Поля лаванды, иван-чая...

Вот у второй девушки задумывалось изначально другое платье, но оно ей, почему-то, не шло. В итоге, те же ткани, но в других пропорциях и без кружев, плюс платок на плечи — и получилась именно та кукла, которая и должна была получиться. Которая, хотела получиться. 

Алевтина поняла практически сразу — куклам лучше не сопротивляться. Особенно, когда у них появляется... сердце! Да, это не художественный вымысел. Сердце есть, самое настоящее. А увидеть его, как и при жизни, нельзя. И это секрет «строптивости» кукол. 

— Сердце — мысль не моя, честно говоря. Я читала у автора, у которого позаимствовала первую выкройку, и которую потом переделала. Она предлагает вариант, что сердечко просто вырезается из кусочка ткани или картона. У меня почему-то сразу мысли: «шелковое сердце». Мне это не понравилось. Я решила, что сердце должно быть объемным и настоящим. У каждой куклы оно есть. С момента появления у куклы сердца, она начинает жить своей жизнью, она сразу же становится очень особенной. Она уже диктует мне правила, какой ей быть. После этого появляется лицо, наряд и проявляется характер ее прототипа. Сама собой появляется схожесть. И это одна из главных особенностей моих кукол. 

Про характер и схожесть можно было бы и не поверить. Если бы нескольких героев я не знала лично. К ним мы еще вернемся и даже фото приложим. А пока вернемся к Алевтине, которая была «ниразунерукодельницей». А была спортсменкой, активисткой, заводилой и непоседой. 

— Не было такого: «Аля — рукодельница». У Али с детства больше было увлечений в сторону коллективных мероприятий, общественных активностей, спорта. Не скажу что я сильный профессионал. Мне нравилось организовывать. А со временем захотелось что-то делать руками. Последние лет пять появилось такое качество, что, если меня что-то заинтересовало, я могу сидеть днями, ночами, неделями, месяцами. Для меня это вообще несвойственно! И рукоделие было чем-то из области фантастики. Я вязать не любила, вышивать не любила. Хотя я умею все это делать. Мне просто этого не хотелось.

А потом я где-то прочитала, что в жизни каждого человека возникает такой момент, когда ему хочется что-то сделать руками. Что будет неким вещественным выражением. Мужчины, как правило, дом строят. А многие женщины начинают шить кукол. 

И Аля начала. Первая кукла вышла, как тот блинчик — комом. Хранится в дальнем сундуке, коих у Алевтины целых два — под рукоделие. Несуразная тряпичная игрушка, тем не менее, мастеру понравилась. Была она простой, не как нынешние — с гнущимися ручками-ножками. 

—Самая первая кукла появилась в 2015 году от большого безделья. Почему-то появилось много свободного времени перед Новым годом. Получилась кукла страшная — с большими руками и ногами. Убрана далеко, чтобы вдохновения меня не лишала. Это абсолютно сумасшедшая девочка с двумя рыжими косичками.

За основу была взята обычная тильда, выкроек которых очень много в интернете.Потом мне попалась в руки книжка с авторскими куклами Елены Войнатовской. И основа выкройки всех этих кукол, у которых руки-ноги гнутся, которые могут уже называться куклами, а не просто тряпочными игрушками — была взята из ее книги. 

Со временем не только выкройка перекроилась, появились и свои фишки. Над одной из таких мы долго ломали голову всей редакцией. Ее глава — Светлана Колесникова — удостоилась чести стать куклой. Да не простой, а с крыльями с фирменным логотипом. Спрашивать не решались. А мастерица, оказывается, и не думала скрывать. 

— Мы со Светланой познакомились давно. Человек интересный, неординарный. Захотелось сделать куклу, не хватало времени. А потом она сама на меня вышла, и все сложилось. Никак она юбку надевать не хотела. Пришлось сшить брюки. Ну, и это единственная кукла с тенями. Так уж хозяйка захотела! А с крыльями, вообще, отдельная история. Я взяла кусок ткани, набрызгала его лаком для волос, проутюжила с двух сторон через ткань, вставила в принтер, распечатала, выкроила и набрызгала сверху крахмалом. Вот так свое и появляется от того, что я всю голову сломала. Где распечатать и как объяснить, что мне нужно. А у нее должны были быть крылья потому что... просто, должны, как вдохновение, она же тоже фея определенная. У каждой женщины должны быть крылья, которые можно отстегнуть и убрать в шкаф! 

Кукла Света, кстати, все они названы по именам своих владельцев, появилась, когда Алевтина в своем мастерстве уже поднаторела. После первого «блиничка» еще много чего было. А на заказ — всего одна игрушка. 

— Попросили очень, купили материалы. Получилось неплохо, интересно, но это была не кукла, а животное. Но я эти игрушки не люблю. Они конвейерные. Открой интернет — и таких игрушек куча. Различаются только цветом ткани и детализацией образа. Куклы интереснее. Я их за деньги не шью.  

 

Из животных есть еще симпатичный кролик Эдвард по сказке ДиКамилло. Шила его Алевтина в подарок внуку одной женщины. Просто захотелось. Вдохновилась рассказами о том, как ребенок любит эту сказку. 

— Так и получается. Или что-то на меня такое впечатление сильное оказывает, и я понимаю — я хочу это воплотить. Чтобы это осталось не только у меня в душе, в сердце, в мыслях, но и в вещественном выражении. Оно появляется вот-вот-вот, из ниоткуда.

Я на каждую куклу настраиваюсь очень долго. Это же не Тыквоголовки. Это типажи. Света она Света. А Настя — ох, уж эта Настя. 

— Да я уж поняла! 

А Тыквоголовка, вполне такая симпатичная особа. Алины эксперименты. Единственная, у кого голова из шести клиньев сшита. И ножки другие. Не гнутся. 

— Экспериментов было много, с одеждой, с обувью. Первые куклы шились из того, что было — старые наволочки, лоскутки, платочки... Потом я открыла для себя магазины рукоделия. И понеслось! Я когда увидела безумный простор, захотела это куда-то применить. И вот тогда в тебе просыпается конструктор одежды, дизайнер. Это просто надо увидеть! 

Если настраивается Аля долго, то шьет очень быстро. 

— Кукла шьется сутки. Любая. Если я сажусь шить ее с вечера, то перерыв на сон делаю. Если сажусь утром — пока не дошью, не встану, могу до пяти-шести утра шить. Ну, мелочи могу потом добавить — шнурок вставить, каблучок подкрасить, нижнюю юбку добавить. Я даже не ем иногда, воду пью, чай, кофе-кофе-кофе! 

У каждой куклы порядка 50-ти деталей, особенно, если она идет на каркасе. Только он из 12-ти деталей состоит. Проволока берется алюминиевая и обязательно в изоляции, чтобы не порвать тонкую ткань. Кстати, 95% материалов —натуральные. И снова загадка. За основу берется лен одного цвета, а в итоге все лица получаются разного оттенка. Как у тех, для кого куклы шьются. 

— Это вот куклы каркасные. Есть еще серия кукол — полуигрушки, больше интерьерные.А размеры, это как кукла захочет. Я не знаю, как так получается. Я так же раскладываю ткань, выкройку ту же самую беру. Шью, одна получается большая, вторая маленькая. Причем пропорции они сохраняют. Я не понимаю, они сами! 

Они сами взяли и привели Алевтину на лед. Долгое время в душе она лелеяла мечту — научиться кататься на коньках. Но считала, что все это — из области фантастики. При этом, первую куклу с коньками она неожиданно сшила для... мамы. 

— Кукла-то сама была в валенках, но шла на каток с конёчками через плечо. Было это за год до того, как вышла на лед. Что-то ТАМ есть, происходит помимо нас. Кстати, мама говорит, что эта кукла похожа на меня в детстве. 

А первой куклой на коньках стала Даша, по имени юной фигуристки, дочери подруги. Алевтина несколько раз даже на тренировку сходила, чтобы посмотреть на оригинал будущей игрушки. 

— Это первая большая кукла. Это кукла-талисман для девочки. Она, вроде, ее и на соревнования брала. И кукла очень похожа на Дашу. И это удивительно, потому что многих людей, которым я шью, я знаю очень поверхностно. Мы просто знакомы, я ведь не знаю, какие-то мелочи, нюансы, особенности натуры А их черты сами проявляются. Причем, сначала это заметила не я. И еще, когда шьешь, видишь и сильные, и слабые стороны человека. 

Вот про это Алевтина, уж точно, нам не расскажет. Зато, говорит, у новых кукол-фигуристов уже совсем другой стиль. Потому что она сама уже — часть этого мира. 

— Появились детали. Те же фигурные коньки: вот эти простые, из обычной пластмассы, обклеенной фольгой. Они мягкие. А сейчас, к примеру, у Мальвины, я их лепила из полимерной глины. Там уже все, как положено, — жесткая основа, лезвия с желобочком, с зубчиками. 

Это было уже после того, как Алевтина смотрела на лед сверху, с трибуны. Восхищалась, шила и дарила. Так появились Волк, Заяц и Артемон. И вы, наверняка, их знаете! 

— Я, вообще, шила только женские куклы. Женщины все же больше открыты, проявлены. Я всегда восхищалась Еленой Могильниковой, ее многогранностью, энергетикой. Посмотрела шоу «Фигурные страсти» и захотела сшить Волка, которого она изображала. Несмотря на свой темперамент и экстравагантность, шилась она очень легко. Стремительно, ха! И все. Как она все делает. Ах, не получается? Сейчас получится. Тот же кусок ткани переворачиваю, и получается. Как-то так!Изначально кукла задумывалась одиночной. И только на последнем этапе рисования закатившихся глазок я поняла, что эта кукла должна быть с парой. И так появился Заяц. 

Зайца Алевтина «срисовала» с Дмитрия Разбойникова, катавшегося в паре с Еленой Могильниковой. 

— Я Разбойникова на коньках, вообще, не представляла. Это две параллельные реальности. Вообще, мужские куклы у меня получаются только в образе. Так и с Артемоном получилось.

Артемон — он же Дмитрий Новиков, гимнаст, фигурист и ледовый акробат. И, по счастью, мой партнер в шоу «Фигурные страсти». Поэтому, отвечаю — похож! Да вы и сами видите. 

А вот с Мальвиной было не все так просто. Прототипом стала мастер спорта по фигурному катанию, тренер любительской взрослой группы Марина Ячменева. В новогодней ледовой сказке ей досталась роль девочки с голубыми волосами. С волосами у Алевтины проблем не было. А вот с гримом и юбкой вышла загвоздка. И я, кажется, знаю, почему! 

— С новыми куклами на коньках, в принципе, сложнее было. Вот Мальвина. Она цельнокроенная идет, и одеть надо ее. Там все по-другому. Плюс все детали — чехлы на коньки, трикотажные колготки. Все в мелочах. Но когда я дошла до лица... Она очень не хотела краситься! Эти накладные ресницы, грим. Вот тут я ее уговаривала. Говорила, что она Мальвина, что грим должен быть. «Ты же кукла, ты же выступаешь!». Без макияжа она была похожа больше именно на Марину. 

Я улыбаюсь, а ведь так и есть. Марину Ячменеву я знаю чуть дольше и больше Алевтины. Она, действительно, не любит краситься. Зачем? И так хороша! 

— Потом с этой юбкой я намучилась от костюма. Я на этот малюсенький костюм извела полтора метра шелка! Кукла сопротивлялась. При том, что она получилась идеальной куклой-фигуристкой. Даже с панталонами. Как дошло до платья, это всё! 

—Ты знаешь, а костюм этот ей дюже не нравился! Куклу не обманешь! 

Куклы научили своего создателя не только усидчивости. Они научили глубже смотреть и тоньше чувствовать. 

— Я стала замечать детали! Если раньше видела образ или объект целиком, то сейчас вижу все  в мелочах. Это уже касается всего: людей, книг, тем. Ну, и, видимо, юридическое образование сказывается — докопаться до истины!

 — Я не то, что с куклой разговариваю, такого нет. Мы начинаем появляться с ней вместе. С каждой новой куклой появляюсь я новая. Это... магия. Что-то невероятное. Особенно эти куклы на коньках. В принципе, благодаря им я и решилась встать на коньки. Они придали смелости. 

Алевтина читает, ищет, вдохновляется. Даже если в данный момент не колдует над новой куклой, все равно не расслабляется. Говорит, шить знаменитостей ей не с руки — кумиров нет. Она ждет внутреннего резонанса и отправляет своих кукол на местожительство в разные города. Екатеринбург, Полевской, Москва, Питер... Больше сорока адресатов уже дождались ее внутреннего отклика. 

— Было у меня такое, что мне бы хотелось подарить постороннему довольно человеку куклу. Живет он в другом городе, занимает довольно высокий пост. Сказал, что не против. А то, знаете, бывает неудобно: сшила и такая — вот, я к вам с куклой! 

Расставаться с куклами Алевтине не жаль. Она любит дарить. Любит видеть эмоцию. Равнодушных, как вы понимаете, нет! 

А я подожду. Я терпеливая. Мне, если что, и крыльев не надо. Можно метлу!


 

 

Фото Дмитрия Рудика и из архива Алевтины Сосуновой