365
10
0

Каждый инструмент выражает частичку души


Мультиинструменталист Иван Иоанов привез в Первоуральск более десяти этнических инструментов. Варган, пимак, диджериду и ханг перенесли слушателей в мир древней музыки. 


 

Это удивительная магия звука. Если прикрыть глаза, можно ощутить, что находишься не в современном Инновационном культурном центре, а где-то или на берегу океана или в гостях у шаманов. В зале тишина. Все замерли. На сцене — Иван Иоанов. Мультиинструменталист, художник, путешественник. В рамках фестиваля «ЭтноКино» он выступает в Первоуральске. 

Иван родом из Киева, живет в Екатеринбурге. По образованию художник-дизайнер. Еще в детстве его настолько потряс звук варгана, что постепенно Иван начал изучать этнические инструменты. Искать и заказывать те, на которые откликнулась душа. Постепенно музыка стала основным делом его жизни. 

Звучит варган. Один из самых древних инструментов, он есть у многих народов. Этот звук невозможно перепутать ни с чем. Музыкант поясняет, когда берешь в руки варган, играет даже не сам инструмент, играет тело. Сидя в зале, невольно ловишь себя на том, что хочется встать и двигаться в такт музыке, соединиться с глубиной, которую несут звуки. 

Самое главное, что я открыл — каждый инструмент звучит по-своему и выражает разные эмоции, разные чувства. Сейчас буду играть на других инструментах и вы ощутите, как они по-разному влияют на настроение, – делится со сцены музыкант. 

Иван берет в руки окарину. Глиняная птичка оживает в его руках и задорно насвистывает. Окарины, изготовленные из дерева, обладают более мягким тембром. С ними хорошо сидеть на берегу реки и рассказывать воде о своих переживаниях. 

Флейта североамериканских индейцев – пимак. Ее называет флейтой любви. С помощью этого инструмента мужчина выражал свои чувства к женщине. Иван привез в Первоуральск несколько видов древней флейты — есть даже двойной пимак. Внешне он чем-то напоминает палку-щипцы, которыми в СССР вытаскивали прокипяченное белье. Звук у двойного пимака мягкий и объемный. 

На сцене дожидаются своей очереди другие инструменты – тибетская поющая чаша, японская флейта для медитации. 

Притягивает к себе внимание и диджериду – изобретение австралийских аборигенов. Обычно его изготавливали из эвкалипта, но в руках у Ивана аналог из березы. Для игры на диджериду нужно овладеть особым способом дыхания – циркулярным. 

Это такой вид дыхания, который позволяет беспрерывно поддерживать поток вибрации, – поясняет Иван Иоанов. 

И, конечно, зал с интересом смотрит на инструмент, который по виду, то ли «летающая тарелка», то ли «черепашка». Это ханг. Новый музыкальный инструмент, его придумали в 2000-м году. На концерте звучат три разновидности ханга — один из них изобрели на Урале, в Перми. Едва уловимый полет пальцев музыканта и ощущение, что люди вступили в контакт с внеземными цивилизациями. 

Каждый инструмент выражает частичку души. Я больше играю на ханге, очень люблю барабаны. А ханг как раз сочетает ритм, какую-то мелодику. И это сочетание очень интересное, связано с полетом чувств, с космосом. Когда играю на флейтах, то приходят картинки, связанные с природой, под диджериду представляются какие-то танцы у костра. Я еще рисую, время от времени пишу картины, спортом занимаюсь. Но в большей мере, конечно, музыкой. 

Для меня в музыке важно состояние, которое передаю. Этнические инструменты, нравятся тем, что они первобытные, поднимают какие-то интуитивные вещи. Они сделаны по-простому, на освоение музыкальной грамоты требуется минимум времени. Достаточно освоить технику и выражать себя.  


 

Фото Дмитрия Дегтяря