1056
8
0

Инновация в культуре, или Семья Крыловых и еще несколько человек


Отзыв на постановку «Сказания о земле уральской» журналиста Александра Мосунова


 

 

Александр Мосунов, журналист


 

 

 

Вместо предисловия

Новой постановке театра «Вариант» я, как все немногочисленные зрители в тот вечер, аплодировал стоя и совершенно искренне. Увиденное давало гораздо больше, нежели проникновение в какие-то уральские исторические дали. Оно давало срез современного состояния первоуральской культуры в целом.

С одной стороны, у нас построили «инновационное колесо первоуральской цивилизации» — внешний атрибут некоего светлого будущего. Но это колесо никуда не едет. А главное — его внутреннее содержание не соответствует заявленным инновационным процессам.


 

Новость по теме:

«Они возглавляют молчаливых…»

 

Интервью журналиста, бывшего начальника управления культуры Первоуральска Александра Мосунова — об инновациях, культуре и брендировании территории


 

С другой стороны, все так же неказист внешне клуб имени Ленина – объект советской застройки. Но именно внутри него труппа театра «Вариант» впервые нам всем продемонстрировала, как может выглядеть инновация в культуре.

И это при том, что ИКЦ («инновационное колесо первоуральской цивилизации») известно практически всем, а до клуба имени Ленина многие не знают, как доехать. При мне пара молодых людей вела по телефону, как по навигатору, друзей: «Едьте, едьте прямо… видите справа «Пятёрочка»? Вот… а налево въезд в парк… тормозите, не пролетите… О, правильно! Мы вас уже видим».

Так что важнее – форма или содержание? Это извечный вопрос. По идее, все должно быть гармонично и целостно. Но мертвая форма никогда не даст движение вперед. А вот внутренне содержание, где читается стремление к профессионализму и высокому искусству, рано или поздно даст прекрасные плоды, если, конечно, люди сами не остановятся и не сочтут, что внешний антураж и так вытянет их на Олимп и сгладит все культурные ляпы. О чем это? А вот о чем…

 


 

Подвал против светомузыки

Если кто забыл, то я напомню, что когда-то театр Сергея Губаря (царствие ему небесное), еще не носивший название «Вариант», играл свои постановки в подвале жилого дома. Я писал тогда рецензию на спектакль «Фантазии Фарятьева».


 

Новость по теме:

"Самозанятость в культуре никаких проблем не решает"

 

В этом году основателю театра «Вариант» Сергею Губарю исполняется 70 лет. Юбилей режиссера связан не только с прожитыми годами, но и с 35-летием его детища.


 

Маленькое пространство, где артисты играют практически рядом со зрителями, сидящими на деревянных скамейках. Но это было по настоящему театрально! Мы видели лица и эмоции героев, а не своих знакомых — Лены Посашковой и Володи Круговых. В общем, было то, за что мы и любим театр, зачем туда ходим и чего от него ждем, если исходить от понятий старого русского или, если угодно, советского театра.

«Сказания о Земле Уральской» ничего такого нам не предлагают. Но от этого действо не становится хуже. На помощь труппе и нам – зрителям — пришли инновации в виде прекрасного компьютерного решения сценического пространства, стереозвука и игры света. Благо новая техника позволяет, докатившись, наконец, и до первоуральских подмостков.

Я не стану прятать за спиной ложку дегтя, у лучше размажу ее по всему отчету об увиденном в старом-новом театре.

Так вот, больше всего из технических новшеств разочаровал звук, а точнее — работа звукорежиссера. Порой была запредельная громкость музыки, которая иногда еще и наползала на реплики героев, окончательно съедая их. Откровенно жаль, так как монологов и диалогов в этой работе и без того мало, но об этом мы поговорим чуть позже. Жаль еще и потому, что звуковая техника на самом деле представлена такая, что порой творила чудеса (вместе все с тем же звукорежиссером), например, демонстрируя потусторонний голос реки, которую практически без ошибок в тот вечер нам представила Оксана Крылова. В ней я, действительно, чаще видел Чусовую, чем Крылову, которая катается по сцене на сигвее, если я не ошибаюсь.

Оксана Крылова

Но в целом, как я уже отметил, графическое, звуковое и световое решение спектакля в купе с музыкальным рядом, подготовленным композитором Александром Фоминцевым, впечатляет и вдохновляет нас на то, что мастерство владения всеми этими инструментами в театре будет только нарастать от постановки к постановке.

 

О драматургии

Идея была замечательная. Я об этом сразу сказал в соцсетях, как только услышал о задумке «Варианта». Тем более, что чем ближе была премьера, тем больше появлялось пропагандистских деталей об «уникальных» находках театра.

И поэтому после просмотра спектакля хочу отметить, что, к сожалению, сказалось отсутствие руки профессионального драматурга, литератора или назовите, как хотите этого так необходимого персонажа, если речь идет о драматургическом произведении.

Честно говорю, не очень понимаю, над чем так долго работали однофамильцы Крыловы — Юрий и Татьяна. Над тем, чтобы растянуть действие до четырех частей и двух актов с перерывом, когда можно задействовать буфет?

Я не понимаю, какое отношение имеет к «Сказанию о Земле Уральской» картина в ставке хана Батыя, куда приезжает молодой Александр Невский. Только для того, чтобы показать «уникальные» шахматы, о которых с упоением рассказывала в преддверии премьеры пресс-служба театра?

Я не понимаю смысл картины в покоях стареющей Екатерины II Великой, если не считать, что служанка докричалась-таки до Демидова, и он явился с вестью о пугачевском бунте. Кстати, на фоне этого дружки, отплясав канкан, предают Емельяна Пугачева, которого пытают и растягивают на веревках… но он живее всех живых вновь появляется в четвертой части этого эпического полотна.

Я не понял также смысл пародии на Петра I Великого, на руках у которого умирает солдат времен русско-шведской войны, а наутро после опохмелки оживает вместе с вечным шутом Алексашкой Меньшиковым (Евгений Коробьев), который больше похож на черта из гоголевской нетленки «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Георгий Бедоев

Какое все ЭТО имеет отношение к земле Уральской? Разве только то, что все они кричат или плачутся о том, что пушек не хватает, железа не хватает? А Батыю всего хватает, но, бедняга, обмолвился, что только с рудой и самоцветами уральскими он может весь мир покорить?

И напротив, в данной работе есть совершенно замечательные отрывки, которые, чувствуется, понятны не только нам — зрителям, но и авторам, так как выписаны с большим чувством, тактом, любовью, а главное — знанием материала.

Это первая часть, когда старцы решают поведать молодым парню и девушке легенду их рода-племени.

Это картина с крестьянином-рудознатцем Федором Росовым и дьяком Андреем Виннусом, продолжением которой стала заключительная четвертая часть с венцом из самоцветов. Здесь и упоминание о пугаческом восстании уместно. И самоцветы уральские кстати пришлись.

Вообще драматург не может и не должен стоять на раскоряку, пытаясь угодить кому-то. Если люди взялись писать о земле уральской, то не надо за уши притягивать землю первоуральскую. Иначе только смех вызывает, когда закадровый голос на весь зал вещает, что 12000 лет назад ледник остановился у Первоуральска.

В то же время, нам нет нужды до Батыя и Екатерины, если собираемся воспеть историю Урала. Есть же Ермак Тимофеевич. Есть сказы дедушки Бажова. Есть сказки и мифы народов Урала. Все это и многое другое могло лечь в основу первого проекта «Сказаний», ведь как было заявлено по окончании тем же закадровым голосом, нас ждет впереди вторая часть.


 

 

Об актерах

В «Сказании» практически нет характеров, а те отдельные черты, которые иногда проявляются у разных героев, скорее решение режиссера, о котором мы поговорим ниже. В остальном же все было преподнесено труппой достаточно профессионально, включая участников детской студии театра.

В данном случае выделять кого-то очень сложно, и не потому, что серость, а потому, что игры в классическом понимании было мало, но очень много пластики, я бы даже сказал пантомимы и хореографии. И это тоже проба пера или инновация для вариантовцев.

Юрий Крылов

И все же скажу, что сам худрук, а в данном случае актер Юрий Крылов был более убедителен в роли Батыя, нежели Демидова. Да, у Демидова почти совсем не было того, что надо играть, но в том и прелесть: встань так, чтобы только на тебя глядели и запоминали… А так — что-то мельтешит на фоне императрицы.

Как я уже сказал, очень мало речи, но когда приходилось все же открывать актерам свой рот, то с этим все было хорошо у Катеньки (Ольга Овчинникова), Николеньки (Георгий Бедоев) и Винниуса (Олег Кушнарев). С моей точки зрения.

И не смотря на то, что я мысленно выкинул из «Сказаний» сцены с Екатериной Великой, не могу не отметить работу над образом императрицы Натальи Катаевой, она раскрыла мятущийся характер престарелой владычицы, ждущей вестей о покорении Крыма.

 

О режиссуре и прочем

Режиссеру Левану Допуа я сейчас мысленно поаплодирую дополнительно. Действительно, из того драматургического материала и актерского состава, который ему был предоставлен, он, на мой взгляд, вытащил максимум.


 

Новость по теме:

Я как наследство Вадика

 

Короткое, но атмосферное интервью с режиссером театра «Вариант» Леваном Допуа


 

 

Ну, не могут дети принимать участие в шаманских ритуалах. Если, конечно, их не собираются принести в жертву каким-то древним языческим богам. Но если детей убрать, то на сцене останется полтора актера. Вообще (в шутку, конечно), я бы назвал актерский состав «Семья Крыловых и еще несколько человек», ведь режиссер задействовал и Юрия, и Оксану, и их детей — Савелия и Стефанию.

И да, когда мало текста, то очень многое строится на символике, жестах, позах, игре света… Все замечательно сделано. Но… не стоит забывать, что это для подготовленного зрителя.

А среди недостатков, которые, уверен, в ходе дальнейшей работы над произведением и новыми прокатами исчезнут с легкой и талантливой руки режиссера, хотел бы заметить пустоты, то есть бездействие актеров в ряде картин, особенно в первой части, что нарушает темпоритм повествования. Иногда прямо чувствуешь, что актер стоит на сцене и ждет окончания какой-то музыкальной фразы, чтобы двинуться дальше. Тогда зачем он сюда вообще вышел?

Рядом с Леваном в этом успехе театра, конечно, «виноваты» еще некоторые профессионалы, например, художник по костюмам Анна Жижилкина (Браво!) и инженер видеомонтажа Александр Кропачев.


 

Новость по теме:

Обтекаемый проект

 

Первоуральский театр «Вариант» представил на суд зрителей театрализованный продукт под названием «Сказания о Земле Уральской».


 

 

Вместо послесловия

Зрителям.

Идти или не идти? Конечно, идти! Идите смело на этот спектакль всей семьей. Чтобы потом с чувством, толком и расстановкой вкушать второй спектакль, посвященный Уралу и уральцам в инновационном прочтении театра «Вариант».

Театру.

Из истинно уральских картин сделать выездной вариант, который с успехом можно показывать и на любых подмостках, а также продавать на больших международных туристических выставках-ярмарках.

Вообще, при определенном упорстве и таланте худрука, продюсеров и актеров этот проект может стать долгоиграющим и определяющим новое направление и, если набраться смелости, новое поколение театра «Вариант».