18+
19 октября 2016, среда 16:24
290
4
0

«Форма воды» как проверка


Авторская колонка журналиста Надежды Губарь


 

Фильмы Гильермо дельТоро, конечно, совершенно особенные. Они – для особо чувствительных. Только люди с открытым сердцем видят в этих бесконечно трогательных сказках сотню скрытых смыслов. Остальные просто будут смотреть фэнтези, восклицая разочарованно после титров: «Нет, ну вот что это было»?

Надежда Губарь, журналист

«Форма воды» — это прекрасная сказка для взрослых. Сказка о принце, принцессе и чудовище. Эти слова произносит рассказчик уже на третьей минуте фильма. Да, все так. Вот только чудовище – это вовсе не водяной монстр, в которого влюбляется немая уборщица, нет. Настоящее чудовище скрывается внутри человека.

Сюжет можно пересказать буквально в трех предложениях. Жила-была маленькая, субтильная немая девушка Элайза. Она работала уборщицей в секретной лаборатории, куда однажды привозят для изучения человека-амфибию. Женщина влюбляется в мутанта и помогает ему бежать... Да-да, это переосмысленная история Ихтиандра. Она столь же прозрачна, как вода, и столь же бездонна, как океан.

«Форма воды» — это история понимания. Рассказ о том, что для настоящего чувства совершенно не важно, как ты выглядишь, умеешь ли ты говорить… Сердце видит иначе, чем глаза, и выбирает точнее. В простой на первый взгляд истории мы видим множество одиноких людей. Стареющий художник, которому абсолютно не с кем поговорить, чернокожая уборщица Зельда, жизнь которой, даже семейная, один сплошной монолог. Главный отрицательный персонаж Стрикленд тоже одинок, несмотря на то, что его дом — полная чаша и воплощение пресловутой американской мечты. Но если одних одиночество заставляет обращать внимание на мелочи, смотреть по сторонам и острее чувствовать, одиночество Стрикленда превращает его внутри в черную дыру. А из этого состояния вернуться уже невозможно.

«Форма воды» — фильм про форму человеческого существования. Это история о том, как важно, чтобы тебя любили, как просто жить, когда ты не один.

«Я и ты – мы вместе» — жестами говорит немая уборщица Элайза спасенному водному монстру. И это чрезвычайно важно – принять другого, как равного. Объятья двух главных героев не выглядят отталкивающе, ведь они по сути половины одного целого. Это и есть любовь.

Но не стоит сейчас думать о том, что фильм дель Торо – просто сказочка, на которую стоит сводить вторую половину для пущей демонстрации чувств. Гильермо – большой проказник. Уж простите мне эту фривольность во фразе. Только он способен создавать неповторимый коктейль из юмора, шпионского триллера, блокбастера, фэнтези и мелодрамы. А еще – вписывать все это в уникальный визуальный ряд, где каждая мелочь атмосферна. Действие картины происходит в 1963 году, и это чувствуется во всем: от цвета кадиллака одного из главных героев до черно-белых мюзиклов по телевизору у стареющего художника… А эта музыка, а эти танцующие капли на стекле, а эти россыпи огней на коже человека-амфибии… Это поэзия.

«Форма воды» — это немножко про Бога. Про то, что каждому однажды воздастся по заслугам. И про то, что настоящая вера достойна бессмертия. Вера в чудо, вера в любовь, вера в человечность.


 

Фото: Яндекс.Картинки