449
17
0

Это не ремонт, а широкое поле для маневра


Почему мы намерены ездить по местам благоустройства по-первоуральски снова и снова 


 Когда проадминистративные сайты запестрели информацией о грядущих дорожных ремонтах, не возрадовался только не прочитавший. Область выделила денег, работы впереди много, все будет красиво. Примерно так это виделось. Под венец лета стало ясно — рано радовались. Ремонты поражают не только масштабом размаха, но и масштабом неудобств, на которые никто не смотрит, а люди, тем временем, преодолевают их каждый день.  Мы становились свидетелями падений людей на развороченных остановочных комплексах, наблюдали за мамочками, перетаскивающими через элементы «благоустройства» своих детей и коляски.

Неделю назад мои коллеги уже наведывались прощупать дорожную обстановку, объезжая, мягко говоря, неровности. То был взгляд не совсем обывателя, но и не специалиста. Больше на уровне визуала: нравится-не нравится, красиво-не красиво. Специалисты говорят — небезопасно, некачественно и ненадолго. Зато очень долго.

В специалисты мы пригласили руководителя проектного бюро "Проект-12" Станислава Анфиногенова. За пять минут накидали план вояжа. Чего мудрить. Многострадальная Вайнера, уже не плавно, «благодаря» ремонтам, перетекающая в многострадальную Береговую. Столько «добрых» слов от добрых знакомых и пользователей соцсетей мы не слышали давно.

Сейчас посмотрим и попытаемся понять, почему за вполне себе годное лето не сделано практически ничего. Город разрыт по всему периметру, по этому же периметру, судя по темпам, «размазаны» несколько десятков человек и еще меньше — единиц техники. Иначе чем объяснить, что в разгар рабочего дня на многих участках — тишь, но далеко не гладь. А к вечеру начинаются какие-то потуги. До завершения работ осталось меньше месяца (анонсировав срок сдачи работ 1 октября — ред). Надо успевать наспех закатывать пешеходные дорожки, класть непомерно толстые куски асфальта, перекрывать новенькими бордюрами проторенные дорожки. И вишенкой на торте – ставить самодельные ограждения опасных участков, используя бутылки. 

Первую «вишню» чуть не съедаем уже через пару сотен метров. Аккурат перед остановочным комплексом на Вайнера. Ночью от такого «десерта» спасет лишь автосервис. Если чего посерьезней не случится. Открытый люк кто-то «обезопасил»... тоненькой дощечкой.

— Вот заснимите, идет ремонт дороги — люк открытый. На него наехали, он упал. Машина влетит — авария сразу же.  Это жуть. Я что-нибудь положу.

Не успеваем обернуться, из ближайших кустов Станислав Анфиногенов вытаскивает более подходящую конструкцию. Коллега для надежности ставит сверху ведро, служащее урной на остановке. Не «фонтан», но кого-то в темноте убережет от беды.

Остановка заслуживает отдельного внимания. В прошлом году здесь сделали пандус.

— Этот пандус надо показать как антипример. Называется «минус норматив». Он просто не соответствует всем возможным требованиям. Самое главное — уклон. Инвалид не заедет. Коляска — с трудом. Никто им не пользуется.  Идем дальше. Что мы видим сейчас?  Что будет некая ступенька. Когда срезали асфальт, планировали как-то совмещать ремонт дороги с моментами благоустройства? У меня подозрение, что дорогу закатают, а тут все так и останется. Не удивлюсь. Скажут, что дорожное покрытие заканчивается вот здесь, а это не наша зона ответственности.Надеюсь, я ошибаюсь. 

Обещаем  себе вернуться сюда сразу после наступления времени Ч.Или часа Х. В общем, вернемся. 

Едем дальше. Вот она — «прелесть» и «самобытность» местечковых ремонтов, не обремененных особым контролем со стороны властей.

— Мозгов не хватает. А потом уже знаков. Налицо потенциальное возникновение аварии. Ночью как водитель увидит, есть знак или нет?

А это — остановка в полусотне метров. Одна за другой снуют ГАЗельки, уже изучившие за лето ремонтов  все «скользкие» места. Пассажирам сложнее. Изучай — не изучай, ноги — не колеса. Того гляди — сломаешь.

Еще через 20 метров обочину облюбовала парочка рабочих. Такие кадры можно делать по всей протяженности ремонтируемых участков.

—Вам не кажется, что это долго? Ощущение, что несколько рабочих на весь город...

— Это не просто долго, это безобразно. Когда закапывать-то все это будут? Когда дожди начнутся? А до этого все лето что им мешало работать?  Цель  ведь не покритиковать и потыкать пальцем.  А на будущее, чтобы такого никогда не было.

— Вроде бы, хотели как лучше...

— Это «как лучше» уже двадцать лет, по-моему. Все "как лучше, как лучше"... Где такой участок, чтобы сделали и забыли? Чтобы не подкопаться? Чтобы «простоял» нормативный срок эксплуатации.

— Ну, Емлина хорошо простояла.

— Вайнера лет шесть назад ремонтировали.  Не понятно, что срезают, что кладут. Я о чем говорю – нет нигде проектной документации, на сайте не вижу. А если документации нет — это поле для маневра. Где написано, чего столько уложить? Нет четких геометрических размеров. Смета есть, там написано, к примеру, уложить 100 кв.м. асфальта. А попробуйте, замерьте — куда, где. Какая толщина асфальта – 3см или 5см? Это очень широкое поле...

— Да, для маневра. Я поняла.

—Когда идет ремонт дороги, ее закрывают и ремонтируют без всяких там разговоров о том, что это неудобно. За месяц этот участок должны были вылизать. А по факту три месяца возятся, ничего не сделали. Помимо бордюров, должны еще дорогу закатать за месяц.

Въезжаем на Береговую. Вот где работа действительно кипит! Полная маневров, судя по замечаниям собеседника и коллеги.

—Здесь идет замена старого «дорожного покрытия». Я хочу сказать, что здесь 100%-е нарушение технологии восстановительных работ. Не сняли до конца старую «одежду», уже новую надевают. Посмотрите на толщину асфальта. Она по нормативу должна быть с определенной жесткостью. Если сейчас слишком толстый слой положат, тяжелая техника его продавит. И непонятно, что в контракте – замена дорожного покрытия или просто верхнего слоя асфальта. Если это называется капитальный ремонт дороги – то Бог с ним. Если реконструкция – то, ребята, извините. Вы должны были содрать 30-40-50 см дорожного покрытия, положить новый подстилающий слой, один или два. Данная ситуация — это просто форсирование событий для того, чтобы как можно быстрее сдать объект. Разговор о качестве уже не стоит. Два-три года продержится, потом вся будет в ямах. Я не вижу проект, не могу комментировать. Он должен быть на сайте госзакупок. Делается, почему-то, только смета. На основании непонятно чего и как. Это прямой путь для воровства и махинаций. 

Впереди — очередной маневр. Похоже, пешеходную дорожку восстанавливают старой срезкой. Так ленивые женщины поверх вчерашнего макияжа накладывают новый. Вся разница — в масштабах и воздействии на окружающее пространство.

— Еще обывательский пример — старые обои отклеили и в другую комнату приклеили. Хорошо будет, как думаете? Должны новый щебень класть, а они частично старую срезку берут, далеко ходить не надо. С одного места взяли, в другое закатали. Вопрос – где контроль качества?

—А спишут, как за новый... — вставляет коллега.

—Не знаю, как им процентовать будут. Если как за новое покрытие — то извините, ребята, это воровство. Срезка – материал с пониженным эксплуатационным качеством. Если они объяснят, что за это дело не получают денег, тогда вопрос – зачем лезете? Там асфальт неплохой где-то.

В кустах над пешеходной дорожкой куски содранного дорожного покрытия, камни, щебень. Похоже, убирать это никто не думает.

—Я вам могу показать несколько мест, где так же срезали года три назад, и так все и лежит. Это постоянно будет так делаться?

— Вообще-то такие куски могут и на ногу кому-то упасть...

—Сейчас они выполнят работы, все закатают и потом все это выгребать начнут на новые дорожки или как? Руками убирать тяжело. Техника будет убирать – нарушит покрытие. Вопрос – это извращение такое строительное или как?

—Так ведь здесь же не только местные деньги. Областные.

—Снова вопрос контроля качества выполнения работ. В руководящем составе администрации ни у одного специалиста нет высшего строительного образования. Есть экономисты, менеджеры, юристы...Они не могут оценить, где их обманывают, а где нет. Должен быть не просто один штатный специалист, должна быть группа, команда единомышленников. А здесь – временщики. Пришли – ушли. Но итог-то плачевный. Им покажут – вот, новая дорога сделана. Всё. Вот завтра вас пригласят работать главным врачом глазной клиники... Вы пойдете? Не лезьте туда, где вы не можете, не понимаете, не знаете.

Я не лезу. Мы просто приедем сюда 1 октября, чтобы просто посмотреть. Все равно ничего уже не исправить.

Дорога лежит в сторону Емлина. Там нас интересуют пандусы. Проезжаем мимо  пешеходника у ИКЦ. Здесь тоже – картина маслом. Разрытый участок, отдыхающие рабочие. К слову, оперативно реагируют на появление мамочек с колясками – помогают перетаскивать. Лучше бы оперативнее работали.

На Емлина отыскиваем крутую лестницу. Жители давно просили оборудовать ее пандусом. Особенно сложно было молодым мамам и инвалидам. Пандус сделали – легче не стало.

— Мы нарисовали, как должно быть, как удобно, как по нормативам. В итоге – имеем, что имеем. Пошли по пути наименьшего сопротивления – что-то слепили и доложили, что работа выполнена. У меня вопрос, как у человека, который понес небольшие материальные затраты – зачем я рисовал, как надо?!

—Даже старую не убрали. Почему?

— Лестница должна быть ровно в два раза шире. Еще и ступеньки – одна выше, другая ниже. Как получится – так и получится. Пандус вообще где?

Едем на другой конец города. Удивляться благоустройству на Первомайке. Все, в принципе, ясно без слов. Но невозможно понять тому, кто не обделен простой человеческой логикой.

— Стояла задача – сделать тротуар.  А шире мы не смотрим. Что им мешало положить несколько метров асфальта под козырек? Сделайте чуть тоньше тротуар и туда добавьте.. Или не беритесь  за такую работу. Ведь вся дождевая вода будет туда стекать, это же очевидно. Крыто для воды. Человек от дождя будет прятаться,  стоя в луже? Зимой здесь будет катушка. Почему так бездарно, бесхозно... Никто не задумался, что делает ерунду. Мусор, опять же, уберите за собой.

—Нет, мусор это не по нашей части!

— Как обычно поступает разумный человек? Сделал — получил некий опыт – исправил ошибки — сделал лучше. А тут каждый раз на те же грабли. Так башка-то треснет.

Про себя думаю: « Не треснет. Каждый раз при новом «грандиозном» ремонте «башка» разная. Меняются с головокружительной скоростью». А те, кто остаются, обещания выполнять не спешат.

— Расскажите мне, почему я как житель города, который платит налоги, каждый раз должен платить за то, что уже оплачено? Живой пример, в начале мая я уже о нем говорил. Выполняли работы по ул. Шахтерская на Пильной. В середине прошлой осени бросили ремонт, потому что, якобы, зима наступила. Ответственный руководитель торжественно сказал, что в мае этого года будет продолжено и закончено. Воз и ныне там. Вопрос. Кто-то обманывает? Где деньги, которые, якобы не оплачены подрядчику? Когда эта тема будет закрыта? Как сделать, чтобы этого больше не повторялось? Ответственный руководитель до сих пор работает, должен четко, внятно ответить на этот вопрос.

Возможно, на эти вопросы ответят в пресс-службе мэрии. А у нас на сегодня финальный пункт – улица Папанинцев. За ее «ремонтом» мне приходится наблюдать поневоле. Более-менее дело сдвинулось с мертвой точки относительно недавно. В 4 пополудни здесь тишина. И снова тот же мусор, скинутый на обочину аллеи.

— Налицо – неуборка мусора и полное отсутствие организации строительства. По принципу – мы поставили и посмотрели. Вы посмотрите – как мы поставили. Вот, сейчас рабочее время – где люди? Нет у вас техники, нет материалов, так убирайте весь строительный мусор. Кто мешает-то? По итогу будем видеть кучи мусора, заросшие крапивой.

Зато никто не помешал установить бордюры по полной пешеходную дорожку. Теперь во двор ни одна мама с коляской не проедет. Этого, явно лишнего в одном месте блока не достает в другом.

—Это не зазор – это узел сопряжения. Логично, чтобы было в створе. Доборник будут ставить, наверное – можно так решить, ну ладно.....

Это, явно, уже «мелочи жизни». С люком проблем будет поболее, особенно, если ремонт потребуется.

— Нельзя просто так обойти люк и закатать в асфальт. Нужно  забетонировать швы, залить вокруг. Чтобы при ремонте его можно было снять. А по факту – вместе с люком часть асфальта выковыряют.

Мы почти уверены, что так оно и будет. Потому что взглядом обывателя – ремонт какой-то бездушный выходит. По принципу – как получится.

— Возвращаюсь к началу всех начал. Выбирали подрядчика. Как оценивали его опыт выполненных работ?.. Смотрели, кто он, что он уже делал? Я не поверю, что подрядчик предыдущий объект делал идеально, а тут начал «косячить».

Стиль работы подрядчика горожане должны оценить 1 октября. А качество — это как повезет. Через год, два, три... а там и гарантийный срок выйдет. И снова просьбы к области. И новый ремонт... И новый вояж.


 

Фото Сергея Макарова