665
8
0

Если будет так, то это просто фантастика


Зал первоуральского театра пустовал полгода. Все это время труппа искала способы как выжить в новых условиях и как не растерять своего зрителя. Что нашли и где сейчас «вариантовский» зритель — рассказал художественный руководитель театра Юрий Крылов


 

Последний раз с художественным руководителем театра "Вариант" Юрием Крыловым мы общались сразу после объявления самоизоляции. Тогда труппа приступила к освоению видеосъемки театральных постановок. Начали с детских сказок.

С тех пор минуло полгода. Театр прошел большой путь в освоении новой формы искусства — телеспектаклей. Наверное поэтому Юрий Анатольевич начинает наше общение с показа чернового монтажа видеосъемки спектакля "Кадриль", который уже много лет существует в репертуарном списке "Варианта".

В этом году в планах художественного руководителя было переоборудование зрительного зала - сделать в задней части трансформирующийся амфитеатр. Чтобы зрителю было удобно смотреть на сцену с последних рядов.

Юрий Крылов, художественный руководитель театра "Вариант"

- Нашел замечательное решение — телескопический амфитеатр. Он занимает полтора метра вдоль стены. Когда его выдвигаешь, получается пять дополнительных рядов друг над другом. Но нагрянула новая реальность. В зале нам разрешили размещать не больше 30 человек - это 25 зрителей и 5 работников театра, которые обязаны присутствовать там во время представления. Смысл установки амфитеатра исчез. Планы пришлось менять. Вместо традиционного формата работы стали улучшать новый.

Деньги, предназначенные на оборудование зала, театр направил на приобретение видеоаппаратуры и аксессуаров к нему.

- В первые месяцы мы сидели дома. И каждый на свой телефон снимал какой-то продукт. Размещали его в социальных сетях и на своем канале в Ютубе. Никто не знает, что нас ожидает в дальнейшем. Поэтому назрела необходимость существования театра в двух формах - сцена и зрительный зал, а также иметь подукт в формате экрана. Когда нет непосредственного контакта со зрителем. А для производства киноматериала необходимо оборудование.

Юрий Крылов осознает, что для создания полновесной киностудии недостаточно штата и оборудования. Киностудия - очень громоздкое учреждение. Но современная техника позволяет за те суммы, которыми располагает театр, сделать небольшую видеостудию.

- Мы приобрели еще две камеры. Чтобы можно было сразу вести съемку на три плана - крупный, средний, общий. К одной из камер приложением шел квадрокоптер. Им можно снимать с высоты с плавными наездами и отъездами камеры. У нас еще есть фотоаппарат, который снимает видео в хорошем качестве. С помощью него мы и делали первые шаги в съемке — спектакль "Семейка Свиндсон". Отправили его на фестиваль в Нижний Тагил. Он получил там диплом и кучу похвал.

Для актеров "Варианта" кино - не новая страница в жизни. Недавно они поработали в съемках сериала "Угрюм-река". До этого была работа в "Золоте Лагина".

- Но с определенными сложностями мы столкнулись, что добавило куражу в работе. Многие актеры долгий срок проработали на сцене. Знают эту специфику. Но кино — другая штука. Там другая работа с телом и мимикой, с подачей голосом. Опыт приобретаем не только через ошибки на практике. У нас же есть интернет, где можно открыть любой учебник по кинопроизводству и чему-то поучиться. У нас в театре лояльный художественный руководитель, который разрешает экспериментировать. Я прекрасно понимаю, что всегда надо пробовать. Поэтому используем разные приемы киносъемки. И меня устраивает скорость, с которой осваивается выпуск нового продукта театра.

Новое направление работы театра вызвало шквал критики. Критикуют не только люди, которые профессионально связаны с кино. Критикуют все.

- Собственно, театр не все решаются критиковать. Есть люди, которые ходят на спектакли, но считают, что не все понимают в театре. И поэтому не имеют права критиковать. А уж все, что связано с кино, критикуют все - вплоть до мам, бабушек, детей и друзей артистов.


 

Новые актеры - новые спектакли

Актер Евгений Мурадян (слева)

С чеховской драматургией театру работать не впервой. Юрий Крылов признается, что прежние вариантовские постановки коротких пьес великого драматурга не смотрел. И намеренно не стал искать кассеты с их записью.

- Когда спектакль будет готов, тогда я позволю себе посмотреть эти кассеты. Если, конечно, найду. А сейчас делаем спектакль, сознательно избегая непроизвольного копирования. В данный момент это самостоятельная работа театра. Очередного режиссера у театра нет. Когда откроемся, заработаем немножко средств, тогда сможем его пригласить. В малой форме не так рисковано осуществлять постановку, в сравнении, например, с двухактовой пьесой. Там в любом случае режиссер необходим.

В постановке "Медведя" театр задействовал двух новых актеров - Евгения Мурадяна и Веронику Гуляеву.

- Основной состав труппы сейчас на съемках, поэтому новеньким было поставлено две задачи - работа над пушкинской "Сказкой о царе Салтане", которая стоит в планах театра, а для взрослого зрителя - Чехов.

Актриса Вероника Гуляева

В жизни первоуральского театра наступил переломный момент. Сейчас нет необходимости искать актеров на театральной бирже. Они сами хотят поступить на службу в труппу "Варианта".

- Этой весной произошло замечательное событие. В ходе видеоконференции Министерства культуры, я узнал о том, что наш театр среди театров Свердловской области вышел на пятую позицию. В рейтинге участвовало около 35 коллективов. Это включая театры Екатеринбурга. Еще три года назад, когда у нас было необустроенное здание, актеров трудно было заманивать. А в 2020 нам стали поступать от них заявки. Студенты выпускники наслышаны о нашем театре, и это лестно. Заявок больше, чем нам необходимо. Появилась возможность выбирать.

Всего в труппе три новых артиста - выпускницы челябинского и красноярского театральных институтов Мария Трофимова и Вероника Гуляева, и один екатеринбуржец — Евгений Мурадян. Их кандидатуры получили положительную оценку еще в марте, но из-за пандемии приезд в Первоуральск был отложен.

- Они оказались упорными. В течение нескольких месяцев обращались к нас с вопросом, когда им можно приехать. Реальная возможность появилась перед традиционным августовским отпуском труппы. Не секрет, что идут серьезные бюджетные процессы. Были рекомендации свыше, были и внутренние ограничения, связанные с приемом на работу. Но спасибо всем, кто удерживает бюджет. Все понимают необходимость работы театра в городе, поэтому у нас появилась возможность взять новых актеров. Новобранцы освоили огромное количество вводов в существующие спектакли. У нас закончился контракт с Юлией Шадриной, она была занята практически во всех спектаклях. Также завершился контракт с Никитой Девиным. Все их роли надо было кому-то замещать. Кстати, новые актрисы в течение года успели поработать в Москве. Но предпочли в итоге Первоуральск. Они произнесли удивительную фразу: «Мы хотим поработать в театре, а не в околотеатральной среде».

Но одной мечтой поработать в театре жив не будешь. Даже привыкшим к многим лишениям артистам требуется крыша над головой. Для многих театров обеспечение участников труппы жильем становится неразрешимой проблемой.

- Ситуация фантастическая. Администрация города внимательно относится к жизни театра. Здание театра, в основном, приведено в порядок. По программе привлечения молодых специалистов администрация находит возможность предоставить социальное жилье нашим актерам. Для людей, получающих обычную зарплату бюджетника, это крайне важно. Наши потребности в социальном жилье практически удовлетворены. Это замечательные квартиры. Первые ключи нашей актрисе Анастасии Батеневой вручал губернатор области. Она у нас проработала год. Она на пороге квартиры заплакала и до сих пор не верит, что таким может быть социальное жилье. На днях еще две актрисы получили служебное жилье. Оно остается у актера до тех пор, пока он работает в театре.


 

Деньги?

- Вот этим вопросом вы меня убиваете. Это головная боль, которая сидит постоянно. На период простоя мы применили такую форму - продавали билеты на будущие спектакли. В бюджете театра есть статьи, которые закрываются доходами с показа. С одной стороны при отсутствии показа расходы уменьшаются - не надо платить авторские, оплачивать транспорт на выездах, гостиницы, командировочные и т.д. На период простоя нам пошли навстречу и даже сократили платеж за вывоз мусора, так как вывозить нечего. Но многие расходы остались, и нас очень выручили любители театра, которые все это время просто покупали билеты. И их много. Нам удалось в течение 5-ти месяцев не попросить у администрации города ни копейки на покрытие наших расходов. У нас нет никаких кредиторских задолженностей. Остались только обязательства перед зрителями, которые в ближайшие дни мы закроем. Первые спектакли часть зала будет отдана людям, которые поддержали нас в непростое время.


 

Но сложный период еще не закончился. Количество мест в зале ограничено Роспотребнадзором - максимум 100 человек в зале. А это недоимка по плановым доходам. Не исключено и то, что снова всем придется уйти в самоизоляцию. Как выживать дальше?

- У нас был традиционный доход от продажи билетов. Сейчас начинает проявляться интерес к нашему онлайн-продукту. Это не просмотр спектаклей за деньги по телевизору. В интернет сошла лавина подобного бесплатного контента. О платных ресурсах в этой ситуации не приходится говорить. Только смотрите и не забывайте про нас, чтобы потом к нам прийти. Мы рассматриваем нишу по созданию заказного продукта. Возможно, здесь произойдут какие-то подвижки. Пока мы отрабатываем муниципальный заказ. Но в перспективе это может быть продукт не социального, а коммерческого назначения. Но в этой истории не надо забывать одного - мы театр, и мы не можем себе позволить переходить моральные границы и границы закона, и рамки, которые мы себе сами установим.

В советский период жизни театры в финансовом плане очень сильно выручали обменные гастроли. Коллективы разных городов на лето менялись площадками. К примеру, свердловская Музкомедия ехала в Ленинград, а ленинградская Музкомедия перебиралась в Свердловск. И те, и другие делали на таких обменах приличную кассу. Сейчас такой формы театральной работы почти не видно.

- Она есть. Мы еще в допандемийное время попали в программу "Большие гастроли". Генератор случайных чисел показал нам город Брянск. А брянскому ТЮЗу выпал Первоуральск. Они сюда привозят три названия на 12 показов. И мы такое же количество везем в Брянск. Пока сроки сдвигаются. Мы рассчитываем, что это произойдет в октябре.

Грант оплачивает переезд театра - это самолеты и фуры для декораций. Финансовая часть выглядит так - мы здесь зарабатываем на них, а они в Брянске зарабатывают на нас. Задача каждой стороны продать как можно билетов на партнеров по обмену, чтобы оставить себе побольше денежек. По-другому такая схема не будет работать. И обе стороны заинтересованы в привозе достойного театрального продукта. И мы получили еще один грант на гастроли в город Ирбит.

Четвертый год мы входим в федеральную программу "Поддержки театров малых городов". В этом году мы получили по ней финансирование, а также обещание, что и на следующий год мы в ней остаемся. Если будет так, то это просто фантастика.

Еще "Вариант" возобновит работу театрального клуба "Вешалка". Она будет проводиться в разных форматах в здании театра. При соблюдении всех санитарных требований. Кроме того, представители министерства рекомендовали труппе продолжить проект "Сказаний о Земле уральской". К выпуску готовится 4-ый спектакль - "Оттепель". В нем найдут отражение события, поизошедшие в Свердловской области и в Первоуральске в 1959 году.


 

Что не смогли отремонтировать из-за пандемии?

- Провели работы по модернизации электрооборудования, мелкие работы внутри здания. Поставим узел учета на систему отопления. Мы планировали в этом году решить вопрос с фасадом. Не получилось. Но ничего страшного. Фасад не является главенствующим. Главное то, что уже сделано внутри здания. И то, что происходит за фасадом. А здание театра мы сохраним и модернизируем, оно имеет на это право. С ним связано очень много исторических моментов в жизни города. Все идет замечательно.


 

Премьеры

Новый театральный сезон "Вариант" открывает 10 сентября премьерой детского спектакля "Кот в сапогах". Первыми его посмотрят зрители, авансировавшие театр покупкой билетов в период простоя. Следом на сцену выпустят новую постановку шутки Антона Чехова "Медведь".


 

Фото Дмитрия Дегтяря