689
5
0

До СССР не подбросите?


В Первоуральске прошла выставка ретро-автомобилей


 

Оглушает гул моторов. В рупор объявляют выход на старт. В ряд — автомобили. Представляешь, что это не площадка, а обычное движение на перекрестке, года так 80-ые. Почему и что это? На базе отдыха "Хрустальная" — последний этап выставки ретро-автомобилей, подведение итогов.

На этой площадке автолюбители собираются уже в 12-ый раз, и с каждым разом участников становится больше. В этом году — 16 заявок, 16 авто. Реставраторы, ремонтники и просто любители ретро — все  одном месте. Вслепую объезжают препятствия. Поговаривают — не открывая глаз, могут на ощупь опознать любую деталь "железного друга".

— Мы собираемся именно здесь не просто так. Это — место с большой историей, оно значимо для каждого автолюбителя. На этой площадке еще в советское время проходили слеты, соревнования, поэтому и мы не изменяем традициям, — делится организатор мероприятия Владислав Чуркин.

Для участников сегодня — настоящая тропа испытаний. Преодолели расстояние порядка 100 км — Уралмаш, Площадь 1905 года и даже в «Кольцово» туда-обратно съездили. И это не все — проходили квест на эрудицию. Задания, конечно, были связаны с историей авто. Лучше всех справился бессменный председатель клуба "Авторетро" Анатолий Александрович Скоробогатых. Ему 70 лет, на посту — больше 40 лет, и вся его жизнь — автомобили. Сегодня приехал на настоящей санитарной машине 1962 года — такая в области всего одна. Досталась по наследству — от шефа, директора завода в Афганистане, где и проходила испытания машина, которую сейчас с таким интересом разбирают глазами на части. Эта машина — самая молодая из его коллекции, попала к нему 10 лет назад..

— Представляете, как-то раз остановился в центре, женщина подходит со слезами на глазах, говорит: "Меня на точно такой же в роддом увозили", — рассказывает Анатолий Александрович собравшимся вокруг, увлеченно показывает устройство салона. Некоторые даже рискнули лечь на больничную кушетку. И правда, все сохранено настолько, что даже незаметно, сколько лет служит авто. А служит, действительно, верой и правдой.

Особый гость — "Советавтобус". Оригинальные детали, и все, как несколько лет назад. Заходишь и ностальгируешь. Хозяин — Сергей Лукин, занимается реставрацией советских автобусов давно. Выкупает, снимает с пользования, а некоторые — просит у хозяев частных садов, где они стоят в качестве сарая. Это — лишь маленькая жемчужина огромной коллекции. И непростая — на этом автобусе сам Сергей отработал два года по ревдинскому маршруту, после — выкупил у предприятия.  

Мне как человеку, не заставшему эти чудеса на дорогах, а тем более не разбирающемуся в автомобилях, было интересно окунуться в атмосферу Советского Союза, почувствовать себя в городе, времен…  Да, нас таки пустили за руль! И да, почти всех авто! Даже в милицейскую. Четкая копия автомобиля ГАИ СССР — все оригиналы были уничтожены еще в Союзе.

Хозяин — ну настоящий советский милиционер! Фуражка, китель — все настоящее. И в машине все работает. Зловещий голос из громкоговорителя раздается на всю базу. А между передними сиденьями лежит телефонная трубка. Ну, телефон и телефон, но все не так просто — замаскированная рация. Только она не работает — нет уже таких волн. Зато радио и остальные рации работают вовсю.

Еще одна жемчужина коллекции — оборудованный под такси ГАЗ-21 1964 года. Только год назад закончили реставрацию.

— Сделали в память о хорошем друге, 20 лет отслужившем в таксопарке. Смотрите, даже таксометр того времени стоит, чтобы водителю было удобнее считать стоимость поездки. Все работает, вычисляет, — рассказывает автолюбитель Артем Бухарев. — Единственное, что не успели — раздельные сидения. Помните, как в такси они еще двигались, чтобы чемоданы можно было ставить?

Конечно, не помню, но впечатлилась — я на таком авто и сама бы не прочь была поработать.

Такие мероприятия — настоящий праздник для тех, чьи глаза горят при виде ретро-авто, кто живет автомобилями. "Да как-как, каждый мальчик машинами в детстве увлекается, так и пошло". Если вы тот самый мальчик или уже не очень, ваше сердце бьется в ритме ретро, вы просто обязаны познакомиться с этими людьми, почувствовать себя за рулем советского автомобиля, частью "нерушимых республик свободных", да и просто поностальгировать. Не успели на это — не беда, скоро следующее: во вторые выходные октября намечается ралли.


Фото Дмитрия Рудика