1489
9
0

Чтобы сети не поглотили тебя, ты сам должен стать сетью


Как первоуральские предприниматели борются за право жить и работать рядом с федеральными гигантами.

Опыт Дмитрия Чуракова


Дмитрий Чураков, предприниматель

Известие о том, что в Первоуральске закрываются последние «Меридианы», не застало врасплох, а стало неприятным, но ожидаемым известием. Ставшая уже первоуральским брендом, сеть магазинов, отличавшихся единым стилем, отличным ассортиментом и полным отказом идти на поводу у фейковых акций и желтых ценников, уходит. Вместо них — уже привычные «Пятерочки» и новенькая «Лента». Первоуральцам уже не привыкать отовариваться в магазинах эконом-класса, а слово «акция» — обыденное в лексиконе хозяек и пенсионеров. Но мы задумались — а сколько «магазинов у дома» задушат федеральные ритейлеры?

Дмитрий Чураков родился в Новоуткинске. Здесь вырос. Открыл магазин. К поселку привязан настолько, что не торопится идти по стопам знакомых предпринимателей и перебираться в уральскую столицу, где и народу побольше, и спрос повыше. Именно он озвучил губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву проблему «неконкурентной конкуренции» и попросил урегулировать количество открываемых в городах магазинов федеральных сетей. Но об этом чуть позже.

А пока малый бизнес ищет пути если не процветания, то выживания, Дмитрий Чураков действует по следующему принципу: «Чтобы сети не поглотили тебя, ты сам должен стать сетью». О «Фасоли», ретробонусах и кипрских оффшорах — его интервью SHAYTANKA.RU.


 

Магазин Дмитрия находим сразу же — сразу на въезде в Новоуткинск внимание привлекает ярко-зеленый фасад. Раньше он был, как и многие, затянут сетчатыми баннерами. Сейчас предприниматель готовится к переменам. Внутри — белые стеллажи, ярко-оранжевые элементы декора, улыбчивый кассир. Народу достаточно. В торговом зале нас и поджидает Дмитрий Чураков. Разговор начинается сразу же:

— Название какое забавное — «Фасоль». Правда, ее немногие любят.

— Да, — соглашается Дмитрий. — Много ассоциаций — с музыкой, свежестью. И вообще — оно другое, не имеющее отношение к экономии. Поменяем все: фасад уже обновили, дело за торговым оборудованием (белое заменят на светло-серые стеллажи с оригинальной подсветкой), программным обеспечением и зоной касс и рецепции.

Дмитрий Чураков в Новоуткинске стал первым, кто решился открыть магазин самообслуживания. Причем, по всем правилам маркетинга. Жалеет лишь об одном — всего год удалось поработать в новом формате. До тех пор, пока не пришел «Магнит».

— Когда открывается магазин федеральной сети, то вокруг «вымирает» пять более мелких магазинов. Такая история произошла у клиента, которому я поставлял замороженную продукцию в магазин в Прогрессе. Пришлось закрыть магазин, потому что он стал работать в убыток.

Дмитрий Чураков шутит: он представитель вымирающего вида — торговцев в розницу. Так он и представился на встрече с Евгением Куйвашевым:

— Я озвучил проблему: крупные ритейлеры давят малый бизнес, который, по идее, должен всячески поддерживаться. А на деле происходит что? Малый бизнес дает работу местному населению, торгует товарами местных производителей, платит налоги по месту работы. У федеральных ритейлеров бенефициары даже не в Москве. Вот, например: «Пятерочка», «Карусель» — компания зарегистрирована в Нидерландах, «Магнит» — родом из Краснодарского края, а зарегистрирован в оффшорной зоне Кипра (подробнее — здесь). Там они берут кредиты под 1-2 процента. А у нас? Фонд поддержки малого предпринимательства предлагает кредиты на льготных условиях, молодцы, но их ставки все равно не сравнятся с теми. Получается, у них есть доступ к дешевым деньгам, а у нас нет, у них есть лоббисты в Госдуме — у малого бизнеса нет, поставщики нам выставляют товар по одной цене, им, учитывая их оборот, по более низкой. Вот я и задал вопрос: как малому бизнесу конкурировать?

— И что ответил Евгений Куйвашев?

— Сказал, что с проблемой знаком, понимает, но сделать на региональном уровне ничего не может. Нужно решение на государственном уровне.

— Но область может выйти с законодательной инициативой?

— Может. Но надо понимать, с чем выходить. Например, уполномоченный по правам предпринимателей Свердловской области Елена Артюх говорила, что было предложение  ограничить сети 25 процентами на рынке. Но и это не выход. Зайдут четыре разные сети и займут 100 процентов рынка.

Пока лучшие умы региона думают и время от времени, вздыхая, посматривают на опыт Европы (в Германии и Чехии, например, крупные сетевые магазины работают до 19 часов и отдыхают в выходные, чтобы дать возможность зарабатывать малому бизнесу), местным предпринимателям приходится искать альтернативу.

Одна из них — франшиза. Но франшиза франшизе рознь, можно стать заложником условий. Дмитрий Чураков нашел для себя оптимальное решение — франшиза «Metro Cash&Carry» «Фасоль», которая не выкручивает руки предпринимателю, не диктует строгих условий по проходимости и численности населения.

— «Metro» занимается мелко-оптовой торговлей. И на каком-то этапе они стали понимать: предприниматели разоряются, покупают меньше, их доходы тоже сокращаются. Решили поддерживать. Создали «Фасоль». Их условие — 20% ассортимента магазина должно быть из «Metro». Плюс они предоставляют планограмму магазина, материальную помощь на установку программного обеспечения и так далее, — рассказывает Дмитрий.

— Вернемся к «Пятерочкам», «Магнитам» и «Монеткам».  Почему люди туда ходят? Желтые ценники привлекают? Но это же обман. Пишут заведомо завышенную цену…

— Наверное, принято ходить по раскрученным сетям. Когда у нас открывался «Магнит», туда хлынула просто толпа людей. Мы удивлялись: чего там есть такое, чего нет у нас? Причем многие товары неизвестные — соки, воды неместных марок с неизвестными названиями. Чай, например, у нас стоит гораздо дешевле, чем у них. Ценник — минус 56%, получилось 96 рублей. А у меня фактическая цена — 76 рублей на полке.

— Может, какие-то новые технологии продаж? Или менталитет: подешевле, а желательно даром? Качество не важно?

— Возможно.  Когда открылся магазин «Светофор» в Первоуральске, там продавали очень дешевый стиральный порошок раскрученной марки. У моей знакомой родственница в доме для престарелых. Она закупилась в «Светофоре» этим порошком. Итог — постирали постельное белье, старушки начали чесаться. Чем его разбавили, чтобы он стоил вполовину дешевле? Вопрос. Замечу, один и тот же бренд в Западной Европе и Восточной Европе сделан из разных тканей, например. Восточная Европа даже бунтовать начала — мол, мы что, хуже вас?

— Дак и может и не нужны в маленьких городах магазины у дома?

— Люди начали оздоравливаться. Вспомните, что было, когда открыли «Ашан» — праздник выходного дня, люди сгребали всё, надо-не надо. Потом потребительский бум спал. Начали возвращаться в магазины у дома. Там не обманывают. Мелкий предприниматель гораздо больше заинтересован в качестве товара, потому что каждый покупатель может прийти и посмотреть в глаза хозяину. А где вы посмотрите в глаза хозяину «Монетки»? Вот и начали федералы перебираться поближе к людям, даже в поселки. У них товарооборот снизился на 6 процентов. Они теряют клиентов и подбираются к домам. Мы думали, что хотя бы территориально мы от них защищены, ан нет.

 

— Как вы работаете с персоналом?

— Это отдельная тема. Персонал всегда должен быть максимально доброжелательным. Да, даже отвечая на дурацкие вопросы. У нас даже система штрафов есть. Не поздоровался — минус 10 рублей.  Обычно, здороваются при входе, на кассе еще раз. Люди приходят за хорошим настроением. Не все еще этому обучились — приходят работать молоденькие девушки, привыкают.

Пока разговариваем, прогуливаемся там, куда «Посторонним вход воспрещен». Дмитрий Чураков показывает нам помещение, где будут делать свежую выпечку. Свою.

— Прям завидуем жителям Утки. А хватает спроса здесь?

— Летом, конечно, торговля интенсивнее. Дачный сезон, в Новоуткинске много дачников. Зимой поменьше.

— Не собираетесь сотрудничать с фермерами? Продавать их продукцию?

— Подумываю. Наш президент объявил о том, что должно появиться импортозамещение. Много говорили об этом в свое время. Люди обрадовались сперва — начали производить. Приходят в торговую сеть, а там их товар просто не берут («Извините, у нас хозяин за бугром, поэтому нам велено продавать хейнекен») либо заламывают абсолютно «конский» ценник за вход в торговую сеть.

Здесь будут делать свежую выпечку

— Давайте поговорим о входном билете в сеть. Вам тоже платят за право оказаться на полках вашего магазина?

— Нет. Я не могу диктовать условия так, как это делают федералы. У них жестко: если хочешь иметь место на полке — бонус заплати, ретро-бонус (откат, грубо говоря. Продали на 100 000 рублей — 10 000 либо в конвертике, либо возвратом) заплати, еще и остаток забери, который я не продал. Я, например, поставляю торты «Каприз» в шалинскую «Монетку». Столько возвратов идет — ужас. А у меня договор с «Монеткой» — 5-7 наименований должны стоять на полке. А по количеству они заказывают безбашенно. Потому что это не их головная боль — куда денет остатки производитель. Пример поближе. «Райт» — вместо «Меридиана» который. Столько возвратов молочной и охлажденной продукции — их не волнует ничего. Выкручивают руки поставщикам. Зато прилавки завалены — и всё якобы свежее.

— Так какое решение? Может, предпринимателям объединяться?

— Так поступили предприниматели на Алтае. Есть объединение предпринимателей — ИП под одним флагом, на который заключаются договоры. Сделали свой ЕРЦ. Они могут диктовать условия и оперировать оборотами. Тема интересная. Думал про Марию Кульбицкую, может, она выступит неким объединяющим звеном. Но маловато людей у нее в штате, хотя Фонд поддержки малого предпринимательства этим, я думаю, и должен заниматься в том числе.  

Дмитрий Чураков настроен оптимистично — новая картинка, новое название сработали. По крайне мере, в Екатеринбурге. Уютные зеленые магазины с домашней атмосферой и неплохим кофе на рецепции привлекли покупателей. Это дает возможность заниматься привычным и любимым делом (Дмитрий в коммерции с 90-х годов), но при этом не забывать — законодатель должен обратить внимание на малый бизнес и помогать реальными инструментами.


 

Фото Екатерины Демышевой