242
4
0

Business Data: проект, который поможет малому и среднему бизнесу


Министерство инвестиций и Свердловский фонд поддержки предпринимательства рассказали, что начали анализировать платежные данные и спрос в небольших городах. Почему это важно для первоуральского бизнеса


Проект Business Data должен охватить22 города области — это моногорода и «атомные города». В этом году проект планируют реализовать в Новоуральске, Каменске-Уральском, Асбесте, Верхней Салде и Первоуральске. 

Проект министерства инвестиций и развития Свердловской области и Свердловского фонда поддержки предпринимательства рассчитан на небольшие города. 

Специалисты исследуют нереализованный спрос — то, что люди не покупают на определенной территории. Для этого анализируют большой массив платежных данных и изучают поведение покупателей. В итоге определяют, какие ниши востребованы. После этого местным предпринимателям предлагают инструменты поддержки для развития бизнеса в этих направлениях.

Специалисты анализировали данные хранилищ, которым банки предоставляют информацию. Она передается в обезличенном виде, это не данные о покупках отдельного человека и никто при этом не нарушает закона о персональных данных. 

При этом специалистам удалось получить информацию о 95% транзакций практически всех банков. И уже на основе них делали выводы. 

— Условно говоря, например, я живу на Синих камнях. И мы понимаем, что 70% жителей Синих камней ездят за хлебом в «Гиперболу». Это говорит о том, что у нас такой хлеб не продают.  Поэтому ниша свободна, — рассказал заместитель директора Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Валерий Пиличев.

Для сфер бизнеса, в которых не хватает предприятий, будут предлагать франшизы. 

Почему именно франшизы? Мы уже работали в этом направлении и в прошлом году. Мы первыми в России открыли центр франчайзинга. Мы сформировали магазин франшиз из 33-х бизнесов. И мы планируем, что в нашем магазине появится не менее, чем 100 франшиз, —  поясниламинистр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова. 

После этого ищут предпринимателей и предлагают им купить франшизы. И здес два варианта. Первый путь — просто собрать предпринимателей и предложить им франшизы. Второй путь —действовать через «кредитный конвейер». ИНН предпринимателя загружают в эту программу, система собирает данные о нем (в том числе из соцсетей) и формирует предодобренное предложение на получение займа от Фонда поддержки предпринимательства для открытия нового бизнеса. 

В Первоуральске как в моногороде можно получить займ до 5 млн. рублей под 3% годовых. При этом доля софинансирования со стороны предпринимателя составит до 3 млн.рублей. 

Пилотной площадкой для проекта Business Dataуже стал Новоуральск. Специалисты проанализировали платежные данные: 1191 точку, в которой есть торговые терминалы и транзакции по 28 000 банковским картам. При этом если у человека есть 5 карт разных банков, их считали за одну. 

Выяснилось, что в городе не хватает кафе, услуг в сфере красоты и образования, туризма и отдыха, медицины. И теперь, как пояснил Валерий Пиличев, в Новоуральске откроются две новых франшизы — пекарня и заведение в сфере красоты и здоровья. 

Однако Новоуральск — закрытый город, поэтому у него особенная экономика, подчеркивает директор первоуральского Фонда развития предпринимательства Мария Кульбицкая. У Первоуральска — другая ситуация. Те, у кого есть автомобили, могут легко уехать в Екатеринбург и провести выходные в торговых центрах, где есть и магазины, и салоны красоты, и развлечения. Поэтому данные для Первоуральска тоже нужно проанализировать. 

Потом их будут предоставлять предпринимателям — по запросу. 

Эти данные нужны и тем, кто просто решил открыть свой бизнес, без франшизы. Например, у бизнесмена есть пекарня в одном районе, и он думает, открывать ли ее в другом. Предприниматели могут получить данные о том, есть ли спрос у жителей этого района на такой тип товара. Достаточно будет прийти в Фонд и попросить эти данные, — подчеркнула директор первоуральского Фонда поддержки предпринимательства Мария Кульбицкая. 

При этом не исключено, что предприниматель может купить франшизу и открыть свое дело, ориентируясь именно на эти данные. Но спрос и поведение покупателей могут меняться из-за экономической ситуации, коронавируса или других факторов. 

Но, как подчеркнул заместитель директора Свердловского фонда поддержки пердпринимательства, бизнесмены начинают свое дела на свой страх и риск. И от рисков не застрахован никто. 


Фото Дмитрия Дегтяря