1506
7
0

АНО нам надо?


О вопросах народной культуры и культуры вообще в Первоуральске — интервью Александра Мосунова, в недавнем прошлом — руководителя движения "Герои рабочего класса"


 

 

Александр Мосунов, журналист, деятель культуры


 

— Александр Иванович, как известно, президент Владимир Путин поддержал идею объявить Год народного творчества в РФ в 2020 году. Кроме того, он также выступил за восстановление сети кинотеатров, клубов на селе и т.д. Мне казалось, что мощно заявившее о себе в Первоуральске движение «Герои рабочего класса» как раз отвечает всем этим устремлениям руководства страны. Но… движение остановилось.

— Движение в отношении народного творчества остановить в принципе невозможно при любом руководстве страной — царском, коммунистическом или капиталистическом. Как пели во времена СССР, «наши руки не для скуки…». Дело в другом. Народное творчество можно не замечать, а можно поднимать на щит, культивировать в народном сознании, что будет правильно… Ведь это творчество проявляется буквально во всём, во всех сферах человеческой деятельности. Это же не стоит воспринимать исключительно в отношении деревянных ложек, матрешек, лаптей и берестяных туесков… Всё гораздо проще и сложнее одновременно.

Вот движение «Герои рабочего класса», например, собрали в сентябре прошлого года на первый фестиваль около 70 мастеров, из них менее половины были первоуральцами. А за одну зиму мы объединили около 100 горожан разного возраста, занимающихся народным, а если точнее – ручным, рукодельным творчеством. И это только видимая часть айсберга, таких людей в Первоуральске тысячи, кто шьет, вяжет, вышивает крестиком, варит мыло и прочее, прочее. Например, набирает обороты выпечка и глазировка пряников, создание конфет ручного изготовления. Это востребовано рынком, потребителем… Первые мастера просили за пряник 100-150 рублей, а сейчас конкуренция возросла, и пряник стал стоить 50-60 рублей в зависимости от размера, конечно.

— Хорошо, иначе поставлю вопрос: почему проект «Герои рабочего класса» остановился?

— Потому что новотрубники не обязаны финансировать или спонсировать всё, что связано с бытом, культурой, спортом и многим другим постоянно, то есть годами… Спасибо им, что показали городу главное – у людей есть потребность в развитии народного творчества на территории нашего муниципалитета. И потребность эта огромная, а затраты при этом – минимальные, в отличие от развития иных видов творчества. Более того, этот культурный слой только на старте потребует кое-каких материальных и финансовых ресурсов, далее – полная самоокупаемость. Если, конечно, наконец в Первоуральске создадут, как во многих других уважающих себя территориях, городской Центр ремесел, народного и декоративно-прикладного творчества. Есть для этого у нас уникальные мастера, которые и без центра живут, развиваются. Но вот городу, который позиционирует себя как город мастеров, без них не выжить в имиджевом плане, так и будем топтаться на месте. В общем, теперь слово за городом.

— Но в этом плане развивает работу и фонд «Строганофф».

— Молодцы. Но им без муниципальной и региональной поддержки это не осилить. Да, выиграли президентский грант, работают, но он ведь закончится, и дело свернется. Может, не совсем, что-то будут потихоньку тащить… Но там нет достаточных ресурсов, чтобы серьезно развивать этот пласт народной жизни и культуры. Надо объединять усилия, а я не вижу стремления к этому ни с одной стороны. Может, в этом — в разобщенности усилий — и есть основные проблемы?

Да, и не только в отношении народного творчества, а городской культуры и искусства в целом.

— Поясните.

— Понимаете, Первоуральск хоть по европейским, хоть по азиатским меркам — достаточно крупный индустриальный центр. В социальном плане здесь неплохо развиваются физкультура и спорт. Те же новотрубники внедряют современную базу технического, инженерного образования. Вообще образование в городе традиционно поддерживается на достаточном уровне. Все эти позиции очень выгодно работают на имидж Первоуральска. Чего не скажешь о современной городской культуре, особенно по части искусства. Что я имею ввиду?

Не думайте, что я говорю с позиции, что раньше и небо было голубее, и трава – зеленее… Нет. Но по части организации культурного пространства город застрял в нулевых годах этого века, так уже даже сельские районы не работают. С одной стороны чиновники ратуют за сокращение расходов на культуру, с другой стороны в этой сфере все жутко юридически и экономически заформализовано на уровне бюджетных учреждений. Ладно, если это образовательные учреждения, такие как музыкальная или художественная школы. А остальное?

Понятно, например, что так называемое управление культуры при администрации не более, чем сотрудники для работы с документооборотом, так как этот процесс только за последние лет десять возрос многократно – и электронная часть развивается, и бумажная никуда не делась. А какова функция ЦКС – централизованной клубной системы, как бюджетного учреждения? Этажом ниже дублировать работу управления культуры?

— Что вы конкретно предлагаете?

— Я говорю о том, о чем мы говорили с деятелями культуры и руководством города, с депутатами еще 10 лет назад, — о создании автономной некоммерческой организации (АНО) в области первоуральской культуры и искусства вместо нынешних  бюджетных учреждений.

— В чем отличие?

— На данный момент практически все учреждения культуры в городе оказывают какие-то услуги столько, сколько бюджет позволяет, кроме того получают доход на внебюджетный счет, но они не в праве распоряжаться этими средствами самостоятельно, а исключительно опять через бюджет города… Все это не дает стимула к развитию и оказанию более разнообразных и качественных услуг населению.

Да, в социальном аспекте сфера культуры является наиболее сложной областью регулирования, так как во главе стоит творческий, а значит свободный от жестких форм и стереотипов человек. Но если этим не заниматься, ситуация порождает социальное неравенство в творческом развитии детей и молодежи в городе и на селе, в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями и в целом оказывает негативное влияние на социальное самочувствие населения.

Мы упускаем многие моменты в сфере услуг, оказываемых организациями культуры. Их масса, но остановлюсь лишь на некоторых.


 

Первое. Изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры. Например, из народного дома можно конфетку сделать, я водил сюда иностранцев, и от того, от чего местные нос воротят, иностранцы завистью исходили.

Второе. Местная художественная литература, любительская кинематография, дизайн и фотоискусство, другие виды этого направления – все в заглохшем или зачаточном состоянии. Сюда же можно отнести книгоиздание и иную деятельность, связанную с созданием произведений печати, их распространением и использованием на благо Первоуральска. Это, как оказалось, вообще никому не понятно: что с этим делать, как это использовать, как на этом зарабатывать?

Третье. То, с чего мы начали разговор – художественные народные промыслы и ремесла, декоративно-прикладное творчество, народная культура, в том числе в таких ее проявлениях, как фольклор, обычаи и обряды, многое другое. На основе этого – совершенствование музейного дела и коллекционирования. Если бы не музей ПНТЗ, то и показать нечего. Куда делся литературный музей?


 

На базе всего перечисленного только и можно говорить об организации реального туризма и экскурсионного обслуживания. На этой теме у нас даже федеральные гранты сегодня осваивают, но реального туризма нет! Потому что нет объединенного центра принятия решений и создания туристического продукта, который интересен региональным и федеральным турфирмам.

У нас даже не заикаются про международные культурные встречи и обмены по линии культуры, мол, без бюджета сегодня об этом и помышлять нечего. А можно обойтись и без бюджета в рамках АНО.

Ну, и наконец, расширение эстетического воспитания, художественного и музыкального образования, педагогическая деятельность в этой области. И раньше многие профессионалы в области культуры просили, уверен, что и сегодня просят помочь им объединиться или самостоятельно наладить мастер-классы, авторские школы и прочее.

— То есть сегодня мешает юридическая форма учреждений? Кадры? Что еще?

— Кадры – это важная составляющая, но они, как правило, исходят из той позиции, в которую их вышестоящие начальники поставило. А мы видим, что эта позиция – вчерашний день.

Цель перехода в автономное учреждение - получение не только большей самостоятельности, но и ответственности за свою работу – за финансово-хозяйственную стабильность и мобильность, за результат - повышение доходности от своей деятельности, развитие качества услуг. Поясню на ряде примеров.

Например, пару зим назад театр «Вариант» замерзал. Нашелся неравнодушный предприниматель, предоставил материалы, оплатил работы и т.д. А на каком основании? Если что не так, кто ответит? А автономное учреждение всё это могло бы себе позволить на законных основаниях.

Отсталые принципы бюджетного учреждения приводят и к таким явлениям, как судебные тяжбы ЦКС с хором «Сольвейг».

Худо-бедно «культурное» руководство знает, кто поет и пляшет, а что оно знает о музыкальном творчестве первоуральцев, кто в каком направлении работает, чего достигли? Ноль.

Не поэтому ли проведение праздника День молодежи повесили на Управление образования, словно в городе нет студенчества, работающей молодежи, молодых семей – вообще людей, как минимум лет до 35…

Впрочем, примеров тьма.

В нашем же случае предлагается, что некоммерческое автономное по своим целям и задачам предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляет на свое развитие.

Кроме того, хоть учредитель и прежний – администрация города, но для управления используются такие внутренние структуры АНО, как Правление и Попечительский совет, определяющие творческую, социальную, организационную, кадровую и финансовую политику организации.

В Правление и Попечительский совет по закону могут входить и сотрудники администрации, и депутаты всех уровней, и, например, наши знатные земляки, давно живущие и в столице, и даже за рубежом – здесь нет ограничений.

Попечительский совет объединил бы все усилия и ресурсы местных предпринимателей, которые сегодня помогают учреждениям. Короче, это самая работоспособная форма государственно-частного партнерства.

Да, дирекция тоже необходима, но только с другим функционалом и совершенно с другими устремлениями – не сидеть ради зарплаты из бюджета. Продюсирование и менеджмент – это вообще одна из основных ипостасей АНО и статей доходов. И очень успешных.

В общем, создание АНО – это создание единого культурного пространства в Первоуральске, живущего по понятным всем принципам, легко управляемого и способного к саморазвитию. И что не маловажно, развитию не только за муниципальные деньги, которые всегда есть куда направить и без этого…

— А как же сельские территории?

— В том-то и дело, что сейчас они выпадают из единого культурного пространства. А в рамках АНО их площадки, их деятельность становятся вовлеченными в разработку хоть концертных, хоть туристических проектов.