638
3
0

А то найдутся деловые люди и разберут плитняк


Первоуральский краевед Святослав Кудрявцев призывает сохранить «Царский мост»


 

 

Святослав Кудрявцев, краевед

Есть в нашем районе такой мост, который с лёгкой руки краеведа Трусова назвали Царским. И не без основания.

По этому мосту в прошлом проезжали многие знаменитости и царственные  особы.  Так в 1829-м здесь побывал А. Гумбольдт, в 1899-м — Д.И. Менделеев. Проезжал по нему в 1837-м году Великий Князь Александр Николаевич (в будущем – Александр II), в 1845-м  герцог Лейхтенбергский, который был женат на дочери Николая I, а потому носил титул Императорского Высочества. Кстати, это по его указанию был поставлен памятник на границе Европа-Азия. Да мало ли великих и знаменитых людей проезжало по этому мосту, который был построен где-то в 18-м  веке неизвестно кем.

А построен он на речке Большая Расковалиха, что впадает в реку Черемша, которая в свою очередь впадает в Чусовую. Длина речки 6 километров.

 Почему речка так называется, определённо вам теперь уже не скажет никто, но есть несколько гипотез. По одной из них у какого-то купца в этом месте расковалась лошадь, и поэтому она не смогла подняться в гору, пришлось её подковывать в стоящей рядом кузнице. По другой,  в этой кузнице расковывали каторжан, которых гнали по Московскому тракту в Сибирь на каторгу. Им всё равно было уже не убежать обратно в центральную Россию. Обратный путь надёжно охраняли дремучие леса, лихие люди  и дикие звери.

Дорога до Екатеринбурга от Москвы и по сей день зовётся Московским трактом, хотя и проходит нынче на этом участке несколько в стороне, а от  Екатеринбурга дальше на восток – Сибирским трактом.

Версия, что речка названа в честь проживавшего в былые времена здесь некого Расковалова, уверен, почвы под собой не имеет, так как в 18-м веке у простых людей фамилий ещё не было.

Место это низинное, а посему топкое, в непогоду труднопроходимое даже для лошадей.

Мост построили добротный, арочный с усиленными металлическими шинами. Нынче по нему ездят мало, в основном тракторы, чтобы не разрушать новый, построенный  рядом. Нагрузка от них, понятно, не малая.

Прослужив более двухсот  лет, мост стал разрушаться, способствуют этому процессу и паводковые воды. Если его сейчас не подправить, он скоро развалится, а ведь  это наша история.

Его  можно было бы включить в один из посещаемых объектов во время экскурсий, планируемых вдоль реки Чусовой. Но нет у нас в городе службы, которая наблюдала за подобными объектами и занималась бы поддержанием их в соответствующем состоянии.

Я боюсь, что найдутся деловые люди и разберут плитняк, из которого построен мост, для нужд собственных хозяйств. О таких помыслах я уже слышал.

 Самым разумным было бы возвести данный мост в категорию Исторического Памятника  с установкой мемориальной таблицы рядом, произвести его ремонт, пока на восстановление не требуется больших затрат.