18+
19 октября 2016, среда 16:24
752
18
0

Узелки памяти: 1988 — не жить в эпоху перемен


1988 год. В этот год становится популярным китайское пожелание не жить в эпоху перемен. Медики борются со СПИДом и за качественную медицину. В прессе жаркая политическая полемика. Кино продолжает оставаться важнейшим искусством


 

1988 начинается с кинопремьеры. На большой экран выходит комедия Эльдара Рязанова "Забытая мелодия для флейты". Фильм демонстрирует различие между жизнью советских чиновников и простых людей в период развитого социализма.

Оказывается, бывает и такое, что между представителями этих классов иногда возникает любовь. Главный герой занимается тем, что запрещает любое творчество, которое можно истолковать двояко.  Ничего другого он делать не умеет, поэтому очень боится потерять работу.  Эльдар Рязанов пишет к фильму "Марш чиновников". Он начинается словами: «Мы не пашем, не сеем, не строим, мы гордимся общественным строем».

Марш чиновников

Мы не пашем, не сеем, не строим,

мы гордимся общественным строем.

 

Мы в отказах своих непреклонны

до высоких звонков телефонных,--

тут мы сразу меняем решенье:

разрешаем, но как исключенье.

 

Наша служба трудна изначально:

надо знать, о чем мыслит начальник,

угадать, согласиться, не спорить,

чтоб карьеры своей не испортить.

 

Мы бумажные, важные люди,

мы и были, и есть мы, и будем...

 

В 1988-ом первоуральские медики бьют тревогу. В городе наблюдается резкое снижение качества детской медицины. Нет единой педиатрической службы. Детские поликлиники и стационары подчинены разным ведомствам.

 Население растет, а больничные площади остаются прежними. На дворе конец 80-х, а техническая база детских медучреждений находится на уровне 60-х. Врачи через газету обращаются к горкому КПСС с открытым письмом.

«Под знаменем Ленина»

Горько терять надежду

«Мечты о детской многопрофильной больнице еще долгие годы будут оставаться мечтами, судя по тому, как осуществляются наши планы. Решение этих вопросов невозможно более откладывать на завтра. Ни одна социальная сфера в нашем городе не испытывает столь острой нужды в расширении материальной базы, как испытывает это педиатрическая служба. Думается, что городской партийный комитет, осуществляющий руководство перестройкой, должен серьезно заняться проблемами здравоохранения».

Ширятся ряды кооператоров. Отдел культуры Первоуральска рекламирует свой кооператив "Спектр". В его штате профессиональные художники.

Список услуг частно-государственного предприятия объемен — от строительства садовых домиков до обновления квартирного интерьера. Кооператоры в первую очередь должны удовлетворять потребности населения.

Но главные заказчики «Спектра» — городские предприятия.

«Под знаменем Ленина»

Экзамен выдержан

«Первая крупная работа «Спектра» - оформление столовой Билимбаевского завода Строительных конструкций и деталей. Это стало серьезной проверкой того, что может кооператив. Творческий экзамен он выдержал. Работа художников настолько понравилась заводчанам, что они попросили оформить фойе профилактория и все этажи». 

Перепродажа товаров народного потребления с целью получения дохода за счет разницы между ценами в 1988 по-прежнему остается уголовным преступлением. Т.е. деянием, направленным против социалистического правопорядка. Крупных спекулянтов сажают за решетку. Мелких, чей доход с одной торговой операции не более 100 рублей, штрафуют.

«Под знаменем Ленина»

Мелкая спекуляция

«Детскую шубку, купленную за 110 рублей, Светлана Комнацкая реализовала на рынке за 140.На основании статьи 151 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях она оштрафована на 60 рублей. Шубка конфискована в доход государства. Общественная опасность мелкой спекуляции в том, что она может перерасти в преступление».

Новое веяние перестройки. Трудовой коллектив становится субъектом права. С высоких трибун говорят о самоуправлении.

На заводах создаются советы трудовых коллективов. Они состоят на 50% из рабочих, оставшиеся 50% из инженерно-технических работников и представителей общественных организаций.   Идет расширение прав трудящихся. Совет трудового коллектива принимает участие в планировании экономического и социального развития предприятия, уполномочивает профком заключать с заводской администрацией коллективный договор. По многим производственным вопросам решение принимается голосованием и становится окончательным.

«Под знаменем Ленина»

Во главе с коммунистами

«Совет трудового коллектива создан на Динасовом заводе. Возглавляет совет коммунист, начальник рудника Василий Кравцов. При выборах отмечена его высокая профессиональная подготовка, организаторские способности, большой авторитет, которым Василий Михайлович пользуется на заводе. В совете также бурильщик Дорофеев, прессовщик Волошин».

Закон о самоуправлении не отменяет единоначалия. Но он написан в духе демократизации, и поэтому, разрешает выборы директоров и начальников цехов. Претенденты участвуют в выборной гонке.

«Под знаменем Ленина»

Как выбирали начальника цеха

«Пожалуй, впервые за всю историю механического цеха Динасового завода таким многолюдным было собрание трудового коллектива: выбирали начальника цеха. Пономареко и Невьянцев изложили анализ работы цеха, проведенный ими в ходе подготовки к выборам.  Рабочие литейного участка были единодушны - начальнико должен быть Пономаренко. Большинство настаивало на избрании Невьянцева. За Пономаренко проголосовало 35% присутствующих, за Невьянцева -  65%.  Первые выборы показали, что воспринимают их как акт большой политической важности, в котором решающее слово за рабочими».

Толстые журналы в 88-м состязаются в публикациях прежде запретных наших эмигрантов, экономистов и историков. Однако, настоящий фурор производит письмо Нины Андреевой, напечатанное в газете «Советская Россия».  Оно выходит под заголовком "Не могу поступаться принципами". Это первая резкая критика курса Горбачева снизу. До сих пор дискуссия была внутрипартийной.

 Через месяц главный идеолог перестройки Александр Яковлев в ответной статье в Правде объявляет публикацию Андреевой манифестом анти-перестроечных сил, которые пытаются помешать борьбе с бюрократизмом, коррупцией и злоупотреблениями.

В стране книжный бум. Крупные издательства огромными тиражами печатают книги полузапрещенных в советском союзе авторов.

 В 1988 вводят обязательное обследование на СПИД для доноров, иностранцев и лиц, побывавших за границей. Открывают кабинеты анонимной диагностики.

 На уколы приходят со своим шприцем.  В парикмахерских запрещают бритье и маникюр. Пропагандистская кампания раскручивается медленно. Пока только в кожвендиспансерах висят большие плакаты, на которых крупно написано: «СПИД передается половым путем». Позже они появятся во всех медучреждениях. Столицей ВИЧ становится город Элиста в Калмыкии.

 Самая нашумевшая кинопремьера 88 года — «Маленькая Вера». Для тех, кому в районе тридцати, фильм становится легализацией их бурной юности.  Они воспринимают его как очерк городских нравов. И не более.

 Для людей моложе, «Маленькая Вера» — олицетворение сексуальной революции. А представители старшего поколения, порой, стесняются признаться, что побывали на премьере. За год картина соберет больше 50-ти миллионов зрителей.

 До перестройки мало кто знал, что на небольшой поляне недалеко от Екатеринбурга близ Московского тракта покоятся многие тысячи тел людей, загубленных в 30-е годы.

В 1967 году при строительстве спортивной базы «Динамо» рабочие в нескольких местах натыкаются на захоронения людей. Человеческие останки лежат друг на друге. В черепах отверстия от пуль. Начальство приказывает закопать все обратно и забыть о происшествии. В случае распространения информации строителям грозят расстрелом. В 1988 о сталинских репрессиях уже говорят вслух.

 

Становится известно, что под Свердловском на площади в 75 гектар захоронено 20 тысяч человек. Главным образом это деятели науки, культуры, видные партийные работники. В центральных газетах печатают карты, где сторожевыми вышками обозначены объекты ГУЛАГА. Всем становится очевиден масштаб преступлений сталинского режима.

 

 

Еще одна кинопремьера 1988 года — первая часть кинотрилогии Сергея Соловьева - фильм «Асса». В саундтрек к фильму вошли песни групп Аквариум, Браво и Кино.  Поэтому Ассу называют кинотекой русского рока, достигшего к тому времени пика своего развития.

 

 

Ласковый май — первая в СССР группа, ориентированная на подростков. Воспитанники детских домов играют музыку в стиле евродиско. Но тема сиротства в песнях не эксплуатируется. „Ласковый май» собирает стадионы зрителей. Главный солист — Юра Шатунов.  В новогодние каникулы девчонки вместо билетов на новогоднюю елку, покупают билеты на концерты с участием их любимца.